Любое предприятие стремится к получению максимального дохода от своей деятельности. Оно старается не только продать свой товар по выгодной для него цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий его деятельности, то второй – от самого предприятия, т.е. от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.
Фирма должна использовать такой процесс производства, который позволил бы при одном и том же уровне выпуска готовой продукции применять наименьшее количество экономических ресурсов.
Затраты на приобретение вводимых экономических ресурсов называют издержками производства. В условиях совершенной конкуренции производитель практически не может оказать влияние на уровень рыночной цены. Таким образом, именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие на размер дохода, а следовательно на возможности расширения производства и дальнейшие перспективы пребывания фирмы в отрасли.
Совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит, в конечном итоге, от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек. Итак, важнейшим фактором, определяющим предложение товаров на рынке, являются издержки производства. Но производство любого товара требует привлечения экономических ресурсов, которые в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Поэтому выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства альтернативного товара. Издержки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров.
Экономические или вмененные издержки любого ресурса, выбранного для производства данного товара равны стоимости (ценности) ресурса при наилучшем из всех возможных вариантов его использования. Например, предприниматель вкладывает свои денежные средства в организацию дела. Альтернативная стоимость применяемых таким образом ресурсов будет определяться доходом, который бы получил предприниматель при наилучшем варианте использования этих средств, например, при вложении денег в банк.
Этот упущенный доход (ссудный процент) и составляют величину альтернативной стоимости средств, вкладываемых в организацию собственного дела. Предприниматель будет сравнивать целесообразность продолжения функционирования своего предприятия с тем, что он «упускает» (возможность получения ссудного процента) продолжая свое дело. Таким образом, экономические, вмененные издержки называют так же альтернативными или издержками «упущенных возможностей». Эта концепция издержек получила воплощение в кривой производственных возможностей.
Теперь рассмотрим издержки с позиций отдельной фирмы. Их можно рассматривать с различных точек зрения. Наиболее традиционным является деление на издержки производства и издержки обращения. Подробная характеристика первых дается далее, а издержки обращения – это затраты на реализацию продукта, в свою очередь, они состоят из дополнительных и чистых издержек.
Дополнительные издержки обращения – затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товаров, увеличивает их величину. Эти издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки.
Чистые издержки обращения – издержки на торговлю, рекламу, маркетинговые исследования, они не увеличивают стоимость товара, а возмещаются из прибыли, полученной в результате производства.
Опираясь на вышеупомянутое понятие вмененных издержек, мы можем сказать, что экономические издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые она обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть либо внешними, либо внутренними.
Внешние (явные, бухгалтерские) издержки – это плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев фирмы. Это могут быть трудовые услуги, сырье, транспорт, энергии, аренда земли.
Внутренние (неявные) издержки – это издержки связанные с использованием собственного ресурса. С точки зрения фирмы, эти внутренние издержки равны тем денежным доходам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из возможных способов его применения.
Например, собственник земли не платит ренту, но обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от альтернативного дохода, ренты, связанной с этим вариантом использования земли. Предприниматель, вложивший деньги в производство, не может положить их в банк и получить ссудный процент. Таким образом, внутренние издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы, другими пользователями.
Элементом внутренних издержек (наряду с внутренней рентой, внутренней заработной платой) является нормальная прибыль. Она равна вмененным издержкам на ресурс, вложенный в дело владельцем фирмы. Например, если он вкладывает в дело 100 млн. руб. и получает доход по норме прибыли 12%, а в этот период норма ссудного процента будет также 12%, то полученная им прибыль будет нормальной, отражая вмененные издержки, связанные с возможностью вложения 100 млн. руб. в банк. Сумма явных и неявных издержек составляет экономические издержки.
Экономисты считают издержками все платежи: внешние и внутренние, включая нормальную прибыль, необходимую для того, чтобы удержать ресурсы в условиях данного направления деятельности.
Вышеизложенное позволяет нам определить, что понимается под прибылью в экономической науке. Бухгалтерская (финансовая) прибыль – разность между валовой выручкой от реализации продукции и явными (внешними) издержками. Экономическая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками.
Издержки так же делятся на зависящие и не зависящие от объема производства. Постоянные издержки (FC – fixed cost) не зависят от объема производства. Они существуют и при его нулевом объеме: налоги, амортизационные отчисления, арендная плата, процент за кредит… Переменные издержки (VC – variable cost) зависят от количества производимой продукции: затраты на сырье, материалы, зарплата рабочим.
Валовые (общие) издержки (TC – total cost) образует сумма постоянных и переменных издержек.
По мере возрастания VC растут и ТС (см. рис.7.1).
Для измерения издержек на производство единицы продукции используют категорию средних издержек. Они рассчитываются путем деления соответствующих видов издержек на объем производимой продукции Q (quantity).
Средние постоянные издержки AFC (аvеrage fixed cost)=FC/Q.
Средние переменные издержки AVC=VC/Q.
Средние общие издержки ATC=TC/Q или ATC=AFC+AVC.
Средние издержки имеют особое значение для понимания рыночного
равновесия, т.к. именно их стремится снизить предприниматель.
Кривая АТС имеет V-образную форму (рис. 7.2). Сначала АТС высоки, т.е. большие постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции, но по мере роста объема производства основное влияние на АТС уже оказывают переменные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей отдачи после достижения минимума в т. М кривая начинает идти вверх.
Кривая АТС имеет большое практическое значение, позволяя определить объем производства, при котором минимальны издержки. Сравнение АТС с уровнем рыночной цены (P – price) на данный продукт дает возможность оценить положение фирмы на рынке. В условиях свободной конкуренции производитель не в состоянии повлиять на уровень цен и вынужден согласиться со сложившейся ценой. Если цена повысится, в отрасли сохраняются старые фирмы и появляются новые, если понизится – из отрасли «уходят» предприятия с высоким уровнем издержек.
Возможны три варианта положения фирмы на рынке (рис. 7.3, 7.4, 7.5).
Рис. 7.3 – кривая АТС в своей минимальной точке касается линии цены, это ситуация предельной фирмы, когда при данном уровне цен фирма в состоянии покрыть свои минимальные средние издержки производя объем продукции Q1 и получить только нормальную прибыль, являющуюся элементом издержек. Рис. 7.4 – средние издержки на отрезке объема продукции (Q2 – Q3) ниже цены, фирма получает в этом случае более высокую, чем нормальная, прибыль, то есть сверхприбыль.
Рис. 7.5 – средние издержки при любом объеме производства выше рыночной цены, фирма терпит убытки, она разорится, если не уйдет с рынка или не будет реорганизована.