Философия для студентов

Философия — онлайн курс

Все предметы Философия — онлайн курс

Принято считать, что философия начинается с древнегреческого мудреца Фалеса (VI в. до н.э.).

Сам же Фалес начинает свою философию с вопросов-загадок.

Поэтому можно считать, что и философия начинается с загадок.

Вот какими были первоначальные вопросы-загадки и ответы на них Фалеса:

  1. Что древнее всего сущего? — Бог, ибо он безначален и не рожден.
  2. Что всего больше? — Пространство, ибо оно объемлет собою все остальное.
  3. Что всего прекраснее? — Мироздание, ибо все, что прекрасно, входит в него, как часть.
  4. Что всего разумнее? — Время, ибо иное оно уже открыло, а иное еще откроет.
  5. Что всего неотъемлемее? — Надежда, ибо она есть и у тех, у кого больше ничего нет.
  6. Что всего полезнее? — Добродетель, ибо хорошим пользованием она делает полезным и все остальное.
  7. Что всего вреднее? — Порок, ибо он больше всего вещей портит своим присутствием,
  8. Что всего сильнее? — Неизбежность, ибо она властвует всем.
  9. Что всего быстрее? — Ум, ибо он обегает все.

Последующие философские вопросы становятся все более сложными, общими, предельными, а ответы на них — многословными, неоднозначными, противоречивыми.

Например:

  1. Из чего все возникает и во что все превращается?
  2. Почему есть нечто (сущее, бытие), а не ничто?
  3. Что такое благо и как достичь его?
  4. Что такое истина и как возможно достоверное знание?
  5. Что такое добро и зло и почему существует зло в мире?
  6. Что такое человек и зачем он живет?
  7. Бессмертна ли душа?
  8. Свободна ли человеческая воля?
  9. Существует ли Бог, творец мира, или мир возник сам по себе?
  10. Что первичнее: дух или природа?
  11. Имеет ли история конец и в чем цель истории?

Эти и многие другие вопросы продолжают бесконечно волновать и смущать умы.

Ответы на них развертываются в целые философские учения, в противостояние точек зрения и борьбу идей.

Философы не перестают спорить. Философия есть вечное, неутолимое стремление к разгадыванию вопросов, любовь к мудрости.

Выдвигая приведенные выше и другие вопросы, философы во все времена решали задачу прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Все это делает актуальным философское образование каждого молодого человека.

Особенно актуально оно для молодого человека, выбравшего стезю специализированной, технической, деятельности: ведь там, где заканчивается специалист, не заканчивается человек.

Онлайн курс лекций по философии

В данном онлайн курсе лекций рассмотрены вопросы философии по следующим темам:

  1. Введение в философию. Философия, круг ее проблем
    1. Мировоззрение: компоненты, типы, уровни, формы
    2. Специфика философского знания
    3. Функции философии
  2. История философии. Исторические типы философии и философствования
    1. Античная философия
    2. Философия средневековья
    3. Философия эпохи возрождения
    4. Философия Нового времени
    5. Современная западная философия XX века
    6. Русская философия XIX-XX веков
  3. Бытие
    1. Реальности
    2. Сферы бытия
    3. Уровни бытия
    4. Формы бытия
    5. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм
    6. Материя
  4. Человек
    1. Смысл человеческого бытия
    2. Происхождение человека
    3. Сущность человека
    4. Проблема смысла жизни
  5. Сознание
    1. Структура сознания
    2. Источники сознания
    3. Проблема идеальности сознания
    4. Сознание и язык
  6. Познание
    1. Знание
    2. Проблема познаваемости мира
    3. Чувственное познание
    4. Рациональное познание
    5. Практика и её роль в познании
    6. Основные концепции истины
  7. Научное познание и знание
    1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
    2. Структура научного познания, его уровни и формы
    3. Методы научного исследования
    4. Рост научного знания
    5. Научные революции и смена типов рациональности
    6. Наука и техника
  8. Общество, цивилизация и культура
    1. Общество
    2. Цивилизация
    3. Культура

В данном электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК) представлены все необходимые теоретические и методические материалы, позволяющие самостоятельно освоить стандартный курс «Философия», целью изучения которого является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления учащегося.

Каждый раздел учебного комплекса (модуль) сопровождается блоком практических заданий и тестов, позволяющих закрепить полученные знания. Также предлагаются темы рефератов.

Особое место в ЭУМК занимает модуль «Глоссарий»: философские знания – это, прежде всего, категории и понятия.

Памятуя о том, что философские знания всегда несут на себе отпечаток личности того или иного мыслителя, авторы включили в состав ЭУМК такие модули, как «Хрестоматия», в котором представлены фрагменты оригинальных философских текстов, и «Персоналии», в котором излагаются краткие сведения о жизни и деятельности философов прошлого и настоящего.

Содержание электронного учебно-методического комплекса соответствует образовательному стандарту и типовой программе высшей школы по курсу «Философия».

Предназначено для обучения студентов заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Описание курса

Электронный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования РФ по дисциплине «Философия» для студентов всех специальностей второго курса заочной формы обучения.

Тесты, предлагаемые в разделах «Самостоятельная работа» всех модулей, взяты из учебных пособий: Десяткина М.В. Семинары по философии. – Уфа: РИО БАГСУ, 2006; Тарасов Ю.Н. Тесты по философии: Учеб. пособие/ Ю.Н. Тарасов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2007.

В раздел «Введение» включен фрагмент из учебного пособия: Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. – М.: Гардарики, 2004.С.6-7.

Достоинства ЭУМК «Философия»:

Изучение данной дисциплины в рамках дистанционного образования определяется следующими характерными особенностями учебного процесса:

  • возможностью работать в сети, что обеспечивает экономию ресурсов (времени, аудиторного фонда);
  • возможностью многократного повторения материала и обучение в любое удобное для студентов время;
  • возможностью дистанционного контроля и оценки знаний обучаемых.

ЭУМК имеет широкие возможности и позволяет оптимизировать учебно-образовательный процесс, стимулируя познавательную активность у студентов и активизируя методическую работу преподавателей.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

  • основные исторические типы философии;
  • связывать исторически определенные философские учения с современной духовной жизнью;
  • использовать современные научные методы для решения задач, имеющих естественнонаучные и социально-гуманитарное содержание;
  • логически правильно строить письменную и устную речь;
  • применять методы философии в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
  • связывать конкретные профессиональные и социальные действия с высшими гуманитарными ценностями.

Отчётность по результатам работы осуществляется:
На основе тестовых материалов и контрольных заданий, которые приведены в разделах ЭУМК «Самостоятельная работа» и «Практические задания».

Задания выполняются студентами в соответствии с графиком учебного процесса.

Критерии оценки результатов обучения

В качестве главного критерия оценки результатов работы студента берется положение о том, что именно усвоенные им философские знания и полученные навыки являются, в первую очередь, предметом оценки.

При этом студент должен уметь обосновать свою собственную мировоззренческую позицию в контексте гуманистической перспективы развития личности.

Формы методов контроля знаний студентов по дистанционному курсу «Философия»

Освоение студентами данного курса включает изучение теоретического материала, а также практические занятия по закреплению полученных знаний, которые осуществляются в процессе самостоятельной работы.
Виды самостоятельных работ:

  1. Изучение и анализ оригинальных философских текстов, представленных в блоке «Хрестоматия».
  2. Формулирование мировоззренчески и методологически значимых проблем – с привлечением материалов блока «Глоссарий».
  3. Знакомство с жизнью и деятельностью философов прошлого и настоящего – по материалам блока«Персоналии».
  4. Работа над рефератом.
  5. Проверка усвоенного материала путем самотестирования.

В соответствии с методикой организацией учебного процесса контроль за результатом обучения будет включать два уровня текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в ходе освоения студентами дистанционного курса, итоговый – по его завершению.

Критерии оценки студентов, изучающих курс философии

При определении экзаменационной оценки предлагается руководствоваться следующим:

  • Экзаменационные вопросы по курсу философии
  • Учебная литература по курсу философии
  • оценки «отлично» заслуживает студент, показавший всестороннее и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, решать задачи по программе курса «Философия», усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой, проявивший творческие способности в понимании, изложении и применении учебно-программного материала;
  • оценки «хорошо» заслуживает студент, показавший полное знание программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой курса «Философия», способный к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;
  • оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, показавший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой по программе курса «Философия».

    Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, показавшему пробелы в знании основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

    Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по дисциплине «Философия».

Рекомендуемый срок изучения курса: учебный семестр (3-4 месяца).

В течение всего срока обучения они могут консультироваться у преподавателя ведущего курс.

Методические рекомендации для студентов

Требования, предъявляемые к контрольным работам (рефератам):
1. по форме:
Контрольная работа должна быть представлена:

  • в печатном виде (А4)– 12 стр., или
  • в виде рукописи (тетрадь) –18 стр.;
  • титульный лист оформляется по образцу.

2. по содержанию:
Контрольная работа должна состоять из двух частей:

  1. тема раздела «История философии»;
  2. тема раздела «Основные проблемы философии».

В основной части должна быть раскрыта тема контрольной работы с обязательным указанием на цитируемую литературу.

Список литературы должен включать только использованную литературу, не менее 5 наименований.

Прежде чем начать писать контрольную работу, следует составить представление о теме по философским словарям, учебной литературе, выяснить значение ключевых понятий, ознакомиться с персоналиями(см.: Глоссарий, соответствующие Гиперссылки в тексте ).

Особое внимание следует обращать на термины и высказывания, выделенные жирным курсивом.

Особое внимание следует уделить подготовке к защите контрольной работы:составить план выступления (3-5 мин), при необходимости заучить формулировки отдельных понятий.

Методические рекомендации для преподавателей

Преподаватели философии в своей работе со студентами могут использовать следующие рекомендации:

  1. В организации учебного процесса должно предусматриваться не менее 50% времени для самостоятельной работы студентов (СРС). Наряду с обсуждением теоретических проблем, занятия должны включать практикум: решение проблемных задач, обсуждение проблемных вопросов, выполнение упражнений и прочие активные формы обучения.
  2. Особый компонент методики преподавания студентам технического вуза курса «Философия» — индивидуальная работа со студентами. Эта работа планируется преподавателем и предполагает контроль за самостоятельной работой студентов. В процессе самостоятельной работы студенты работают над оригинальными философскими текстами, а также выполняют творческие задания, нацеленные на развитие самостоятельного владения системой философских категорий, умения работать с ними, выстраивая логичные умозаключения и выводы.
  3. Контроль за усвоением преподаваемой информации, выявление уровня философских знаний студентов, оценка умения студентов использовать эти знания для анализа конкретных жизненных (как исторических, таки «здесь и сейчас») ситуаций осуществляется преподавателем не только в ходе традиционного экзамена, но и в процессе собеседований в ходе проверки СРС. Преподавателю необходимо тратить максимально возможное время не только на итоговую проверку результатов СРС на разных ее этапах, но и на постоянное сотрудничество с каждым студентом в процессе СРС.
  4. Преподавателю философии следует поощрять критику студентами преподаваемых им положений, выдвижение и доказательство студентами альтернативных точек зрения, противоречащих взглядам, излагаемым и отстаиваемым преподавателем.
  5. В процессе преподавания философии студентам любой технической специальности следует уделять как можно большее внимание философии человека и общества, а также вопросам научного познания.
  6. На семинарских занятиях следует уделять большое время как раскрытию тем по философии человека и общества (в силу их важности для всякого человека), так и обсуждению проблем теории познания (в силу их важности для студентов технических и естественнонаучных специальностей, особенно в том случае, если студент обнаруживает склонность к научной работе).
    Итоговый контроль осуществляется преподавателем в ходе экзамена по программе предмета «Философия».

Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.

Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:

  • приобщение студентов к проблеме сущности человека и его роли в мире и обществе;
  • раскрытие методологических оснований науки, техники и профессиональной деятельности;
  • согласование смысла индивидуальной жизни и профессиональной деятельности с общечеловеческими ценностями.

При изучении дисциплины «Философия» обеспечивается фундаментальная подготовка студента в области философии, соблюдается связь с естественнонаучными (высшая математика, физика, химия, экология и др.) и социально-гуманитарными дисциплинами (политология, история отечества и др.).

Осуществляется непрерывность в использовании ЭВМ, происходит знакомство со стержневыми проблемами развития общества и научно-технического прогресса, базовыми положениями социально-гуманитарные знания, понятиями, навыками и умениями общечеловеческой и профессиональной культуры обязательными для прочного усвоения последующих дисциплин и практического использования полученных знаний в решении проблем профессиональной деятельности.

Сохранить или поделиться
Вы находитесь здесь:
Все предметы Философия — онлайн курс

Онлайн курсы лекций и теория по техническим и гуманитарным предметам, выполнение учебных работ студентам очного, заочного и дистанционного обучения

Написание учебных работ студентам