Русский язык и культура речи

Русский язык и культура речи формируют и развивают коммуникативно-речевые компетенции, профессионального общения в сфере науки, техники, технологий, культуры и общественных отношений.

Название дисциплины «Русский язык и культура речи» на первый взгляд ничего сложного в себе не таит. Многие студенты, особенно те, которые получают второе высшее образование, полагают, что этот предмет ничем не отличается от школьного курса русского языка. Однако это далеко не так. В названии этой дисциплины ключевыми являются два слова – «язык» и «речь».

Язык – одна из самобытных семиологических (знаковых) систем, являющаяся основным и важным средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система служит также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций, средством создания, хранения и передачи информации.

Речь – деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива, т.е. конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму.

Речь и язык (код) образуют единый феномен человеческого языка. Речь есть воплощение, реализация языка. Если язык есть орудие (средства) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь актуальна, язык же потенциален. Речь развёртывается во времени и реализуется в пространстве, а язык отвлечён от этих параметров мира. Речь бесконечна, система языка конечна.

Речь материальна (состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых слухом, зрением, осязанием), а язык включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь активна и динамична, система языка в большей мере пассивна и статична. Речь подвижна, язык относительно стабилен. Речь линейна, язык имеет уровневую организацию (состоит из фонемного, морфемного, лексического и синтаксического уровней).

Разобраться в этом сложнейшем взаимодействии языка и речи поможет наш учебно-методический комплекс, который нацелен на повышение уровня речевой культуры обучающихся и должен способствовать формированию коммуникативной компетенции будущих специалистов, расширению их представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа – носителя языка.

Содержание УМК

  1. Литературный язык и культура речи
    1. Стили современного русского литературного языка
    2. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
    3. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
    4. Устная и письменная разновидности литературного языка
    5. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
  2. Функциональные стили современного русского языка
    1. Взаимодействие функциональных стилей
    2. Научный стиль
    3. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
    4. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
  3. Официально-деловой стиль. Сферы его функционирования. Жанровое разнообразие
    1. Языковые формулы официальных документов
    2. Приемы унификации языка служебных документов
    3. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
    4. Язык и стиль распорядительных документов
    5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции
    6. Язык и стиль инструктивно-методических документов
    7. Реклама в деловой речи
    8. Правила оформления документов
    9. Речевой этикет в документе
  4. Публицистический стиль
    1. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
    2. Языковые средства в публицистическом стиле
    3. Особенности устной публичной речи
    4. Оратор и его аудитория
    5. Основные виды аргументов
    6. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи
    7. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов
    8. Словесное оформление публичного выступления
    9. Понятность, информативность и выразительность публичной речи
    10. Средства речевой выразительности
  5. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
    1. Условия функционирования разговорной речи
    2. Роль внеязыковых факторов в речевом общении
  6. Культура речи
    1. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
      1. Орфоэпические нормы
      2. Грамматические нормы
        1. Несклоняемые существительные
        2. Варианты падежных форм имён существительных
        3. Варианты форм числа имён существительных
        4. Употребление кратких форм прилагательного
        5. Употребление имён числительных
        6. Словосочетание «числительное + существительное»
        7. Употребление форм глагола
      3. Синтаксические нормы
        1. Прямое дополнение с отрицанием
        2. Выбор предложно-падежной формы
        3. Согласование главных членов предложения
        4. Оформление причастного оборота
        5. Оформление деепричастного оборота
      4. Пунктуационные нормы
      5. Стилистические и лексические нормы



Цель и задачи дисциплины

Цель курса – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере науки, техники, технологий, культуры и общественных отношений.

Задачи курса:

  1. Повышение общей речевой культуры.
  2. Совершенствование уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.
  3. Формирование и развитие необходимых знаний о языке при профессиональном, научно-техническом и межкультурном общении.
  4. Развитие навыков и умений в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научных работ.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивается подготовка студента в области языка и культуры в учебной и профессиональной сфере, соблюдается связь со всеми изучаемыми дисциплинами (в письменной и устной форме), непрерывность в использовании школьных знаний, происходит знакомство со стержневыми проблемами лингвистики, стилистики, риторики, базовыми положениями современного языкознания, навыками и понятиями межкультурной коммуникации, обязательными для прочного усвоения всех изучаемых дисциплин и практического использования полученных знаний в решении коммуникативных задач.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Русский язык и культура речи / Учебник для вузов под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк., 2008. – 495 с.
  2. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – 11-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с. с ил.
  3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий/ Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с. с илл. – (серия «Учебное пособие»).

Дополнительная литература

  1. Сидорова М.Ю., Савельева В.С. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с.
  2. Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Пугачев И.А. Практикум по русскому языку и культуре речи: Учебное пособие / Под ред. Н.Ю. Царевой. – Изд-во РУДН, 2006. – 145 с.
  3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. практикум. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 315 с.
  4. Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы русского литературного языка / Под ред. И.Г. Проскуряковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 232 с.

Список лингвистических словарей и справочников

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1984.
  2. Большой словарь русского языка. – М.: Дрофа; Русский язык, 1998.
  3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? – М.: Аст-пресс, 1999.
  4. Вакуров В.Н., Рахманова Л.И., Толстой Н.В., Формановская Н.И. Трудности русского языка: Словарь-справочник / Под редакцией Л.И. Рахмановой. 3-е изд., испр. и доп. Часть 1 А-Л-М. – М.: Издание МГУ, 1993.
  5. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов – М.: АСТ; ПРЕСС, 1999.
  6. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный: В 2-х томах. – М.: Русский язык, 2000.
  8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка: 5-е издание, стер.– М.: Русский язык, 1997.
  9. Колесников Н.П. Словарь омонимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  10. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  11. Колесников Н.П. Лексико–грамматический словарь русского языка – Ростов–на-Дону: Феникс, 1996.
  12. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Около 13000 слов / А.А. Семенюк (руководитель авторского коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матёшкина и др.– М.: Русский язык, 1994.
  13. Лопатин В.В., Чельцова, Л.К., Нечаева И.В. Прописная или строчная?: Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-пресс, 1999.
  14. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна. – М.: Школа; Языки русской культуры, 1997.
  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4е изд., доп. – М.: Азбуковник. 1999.
  16. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Бокурова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т русского языка, стер. – М.: Русский язык, 1997.
  17. Русский орфографический словарь: около 160000 слов. / Рос. академ. наук, Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова; Редкол.: В.В. Лопатин (отв. ред.), Б.З. Букчина, Н.А. Еськова и др. – М.: Азбуковник, 1999.
  18. Орфографический словарь русского языка РАН. Ин-т русского языка; Редакционная коллегия: В.П.Лопатин (отв. ред.), Б.З. Букчина, Л.П. Калакуцкая и др. 34-е изд. – М.: Русский язык, 1999.
  19. Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под редакцией О.А. Соболевой. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
  20. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН, Ин-т русского языка; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Азбуковник, 1998.
  21. Словарь русского языка: В 4-х томах / РАН, Ин-т лингвистических исследований; под редакцией А.П. Евгеньевой. 4 – е изд., стер. – М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
  22. Современный словарь иностранных слов: Ок.20000 слов. 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999.
  23. Словарь синонимов русского языка: В 2-х томах. – Л.: Наука, 1970 – 1971.
  24. Словарь сочетаемости слов русского языка: 2-е издание, испр. — М.: Русский язык, 1983.
  25. Фелицина В.П., Мокиенко В.М. Русский фразеологический словарь.- М.: ЭКСМО; ПРЕСС, 1999.
  26. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2-х т. / Сост. А.И. Федоров. – М. Цитадель, 1997.

Перечень контрольных вопросов

1. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
2. Система функциональных стилей современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
3. Орфоэпические нормы. Ударение, интонация.
4. Нормы произношения в современном русском языке.
5. Лексические нормы. Правильность и точность словоупотребления. Многозначность.
6. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма. Нормы орфографии.
7. Правописание гласных и согласных в слове. Правописание безударных гласных в корнях слов.
8. Правописание непроизносимых согласных. Чередование.
9. Морфемный состав слова. Правописание приставок. Ы/ И после приставок.
10. Двойные согласные. Употребление Ъ и Ь. Гласные после шипящих и Ц.
11. Правописание имен существительных. Колебания в роде, числе и падеже.
12. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. Варианты падежных окончаний.
13. Склонение собственных имен.
14. Склонение географических названий. Склонение имён и фамилий иноязычного происхождения.
15. Правописание числительных. Нормы употребления разных видов числительных.
16. Нормы употребления имен прилагательных. Функции кратких прилагательных. Правописание прилагательных.
17. Нормы употребления глаголов с изобилующей и дефективной парадигмой.
18. Правописание глаголов, причастий и деепричастий.
19. Правописание местоимений и наречий.
20. Правописание служебных частей речи и модальных слов.
21. Особенности синтаксических норм. Согласование сказуемого с подлежащим.
22. Конкуренция предложных и беспредложных сочетаний.
23. Пунктуация в простом распространённом предложении.
24. Пунктуация в сложном предложении.
25. Обособленные члены предложения.
26. Сложное предложение (союзная и бессоюзная связь). Трудные случаи пунктуации.
27. Устная и письменная разновидности литературного языка.
28. Особенности устной и письменной научной речи.
29. Язык научных текстов. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
30. Логическая схема и композиция научного текста.
31. Виды вторичных текстов: план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат, резюме.
32. Официально-деловой стиль, сферы его функционирования. Жанровое разнообразие.
33. Композиционно-языковые особенности деловых бумаг (заявление, доверенность, автобиография, протокол, приказ, контракт, деловое письмо, финансовые и учетные документы).
34. Реклама в деловой речи. Язык рекламы.
35. Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи.
36. Полисемия, омонимия, синонимия. Паронимы.
37. Разные виды современной устной речи. Этика оратора.
38. Речевая культура общества и речевая культура личности.
39. Доминанта, организующая речь в определённом стиле.
40. Оратор и его аудитория.
41. Основные виды аргументов.
42. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи.
43. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
44. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
45. Средства речевой выразительности.
46. Речь как средство утверждения социального статуса.
47. Логические и психологические приёмы полемики.
48. Выступление как разновидность ораторской прозы.
49. Словесное оформление публичного выступления.
50. Речевой этикет.




Лекции и краткая теория для студентов и преподавателей


Помощь в учебе
по всем предметам

Пишем учебные работы
Решаем любые задачи
Помогаем онлайн