Транснациональные корпорации занимают лидирующее положение среди институциональных образований вызванных процессом глобализации.
Транснациональная корпорация (ТНК) – это функционирующее в акционерной форме крупное финансово-производственное, научно-технологическое, торгово-сервисное объединение, осуществляющее свои операции как в стране базирования, так и за ее пределами.
Транснациональные корпорации имеют достаточно сложную, постоянно совершенствующую структуру, они объединяют производственную, банковскую, финансовую, торговую деятельность, научно-технические разработки и состоят из головной (материнской) компании и зарубежных филиалов. Контроль головной компании осуществляется через систему участий, она обычно владеет не менее 10% акций зарубежных филиалов.
Первые транснациональные колониально-сырьевые корпорации появились в конце XIX века в форме картелей, синдикатов, трестов, охватывавших территории колоний. В период I и II мировых войн возникли транснациональные компании второго поколения, для которых характерным было производство вооружений. С научно-технической революцией и использованием ее достижения связано третье поколение транснациональных корпораций, деятельность которых была ориентирована на получение прибыли из-за границы, где производство организовывалось по тем же принципам, стандартам, что в головной компании в соответствии с глобальной стратегией. Многие транснациональные корпорации становились многонациональными.
С 80-х годов формируются транснациональные корпорации четвертого поколения, так называемые «глобальные корпорации», их деятельность направлена на захват ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции; на слияние информационной и финансовой сфер деятельности; на формирование, интегрированных с другими ТНК международных сетей управления своими филиалами.
Беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности на рубеже XX-XI веков связан именно с деятельностью ТНК.
Транснациональные компании являются международными компаниями, прежде всего по сферам своей деятельности. Многонациональность может проявляться в собственности, но преимущественно ядро собственности базируется на капитале одной страны или даже мегаполиса. Из 500 крупнейших, только 5 многонациональны по капиталу, наиболее известные из них “Royal Dutch Shell”, “Unilever”. В любом случае акции головной кампании ТНК всегда доступны для приобретения во всех странах, где она действует. 89 из 100 крупнейших нефинансовых кампаний мира по объему зарубежных активов, базируются в «большой тройке» (США, ЕС, Япония). Из 100 крупнейших материнских транснациональных кампаний 26 находятся в США, 18 в Японии, 13 во Франции, 12 в Германии, 8 в Великобритании.
В последние годы XX века наблюдался опережающий рост зарубежных филиалов по сравнению с увеличением числа материнских фирм.
В 2001 году в мире насчитывалось 63 тыс. ТНК с 800 тыс. зарубежных подразделений, а в середине 90х годов было соответственно 40 тыс. и 250 тыс., в1976 году – 11 тыс. с 86 тыс. филиалов.
По объему зарубежных активов лидируют General Elactric, Exxon Mobil Corporation, Royal Dutch Shell Group, General Motors, Ford Motor Company, Toyota Motor Company и т.д.
Если рассматривать отраслевой разрез деятельности ТНК, то более половины из них заняты в отраслях производства электрического и электронного оборудования, автомобилей, нефтяной промышленности и в сфере распределения нефтепродуктов. По степени транснациональности (индексу транснациональности) ведущее положение занимают производство продуктов питания, напитков, табачных изделий, химическая и фармацевтическая промышленности.
ТНК достаточно диверсифицированные компании, наиболее мощные охватывают 30-50 отраслей, при среднем значении – 11.
Транснациональные кампании возникли и действуют в бывших социалистических странах: 25 наиболее крупных из них базируются в Хорватии, Словении, Венгрии, Российской Федерации, Чешской республике, Польше, Словакии, Латвии и Румынии. Они представляют транспорт, горнодобывающую отрасль и нефтегазовый комплекс, химическую и фармацевтическую промышленности.
Особое внимание обращают на себя Российские кампании, попавшие в список крупнейших кампаний Центральной и Восточной Европы: ЛУКойл, Приморское и Дальневосточное пароходство. ЛУКойл лидировала по объему сделок и поглощению иностранных компаний, она первая Российская ТНК поглотившая американскую нефтяную кампанию “Getty Oil Plc”, и владеет 1200 различными торговыми предприятиями в 13 государствах мира.
Значимость ТНК становится очевидной, если обратить внимание на то, что они контролируют до 50% промышленного производства в мире, 67% – международной торговли, 40% – рынка лицензий, патентов, ноу-хау, почти 100% мировой торговли сырьем. Включая сельское хозяйство в ТНК работает более 70 млн. человек (почти 10% занятых в мире). Например, только в “General Motors” трудится 398 тыс. чел, “Ford Motor” – 364,5 тыс. чел., “Siemens” – 443 тыс. чел.
Финансовая мощь ТНК сопоставили с бюджетами среднеразвитых стран. Если на конец 80-х годов только 600 ТНК имели объем продаж более 1 млрд. долларов, то в середине 90х годов их число значительно превысило 1000. В 2000 г. Exxon Mobil имела объем продаж – 206 млрд. долл., General Motors – 178,8 млрд. долл., а 11 крупнейших ТНК имели более 100 млрд. долл. объем продаж.
Рейтинг 1000 крупнейших производственных компаний мира уверенно возглавляют страны «большой тройки», а в 2001 г. в этот список вошли и российские компании ГАЗПРОМ – 189 место, ЛУКойл – 216 место, Норильский никель – 740 место, Татнефть – 947 место, т.е. компании ТЭК.
Возникновение ТНК вызвано тем, что на определенном этапе интернационализация производства приобретает характер экспансии хозяйственных связей, в форме создания крупнейшими компаниями зарубежных филиалов, лицензирования, франчайзинга, управленческих контрактов, оказания технических и управленческих услуг и др. Главные причины возникновения ТНК связаны прежде всего с повышением эффективности за счет эффекта масштаба производства. Большую помощь в деятельности ТНК оказывают государства, например в США (страхование и гарантирование инвестиций, поддержка в урегулировании инвестиционных споров и т.п.). Кроме того, они имеют ряд других существенных преимуществ.
Стратегия, обеспечивающая успех ТНК, опирается на ряд принципов:
- во-первых, мировой подход к рассмотрению рынка и конкуренции;
- во-вторых, значительная доля капитализации прибыли в НИОКР;
- в-третьих, создание единой в последнее время сетевой системы управления для своих отечественных и зарубежных предприятий;
- в-четвертых, заключение интеграционных соглашений с другими ТНК, создание крупных групп на добровольной или принудительной основе.
Существенными чертами и преимуществам транснациональных компаний является движение их капитала независимо от экономических процессов в стране базирования; осуществление своей деятельности преимущественно в современных высокотехнологических отраслях; диверсификация производства и услуг; планирование производства и товарного рынка в головной компании и филиалах.
Преимущества ТНК вытекают из внутрифирменного международного производства, они могут максимально использовать налоговые, инвестиционные и другие льготы, маневрировать загрузкой производственных мощностей, в зависимости от изменения конъюнктуры; использовать дочерние фирмы и филиалы, как плацдармы для дальнейшей экспансии (объем продаж ТНК на 20-30 % растет быстрее, чем экспорт); продлевать жизненный цикл своих товаров при помощи переноса производства морально устаревших продуктов в зарубежные филиалы и т.д.
Огромные капиталы, которыми обладают ТНК, позволяют им контролировать финансовые рынки, выступать решающим фактором, определяющим судьбу той или иной страны в мировой экономике. Они фактически регулируют производство и реализацию продукции, способствуют процессу интеграции, руководствуясь при этом принципом максимизации своей прибыли. ТНК способны оказывать негативное влияние на экономику тех стран, где действуют, ущемлять их национальные интересы, укрываться от налогов и перекачивать доходы за границу, диктуя монопольные цены, используя всемирные сети межфирменного сотрудничества.
Кроме того, ТНК способны тормозить развитие местных компаний, серьезно дестабилизировать национальную валюту; подрывать не окрепшую государственность, насаждать собственную идеологию; оказывать политическое давление.
Транснациональный капитал свободно перемещающийся в современном экономическом пространстве, стремящийся к наивысшей доходности, преимущественно является спекулятивным. Уже в конце 90-х денежные спекуляции ежедневно вовлекалось более 1 трлн. долл., а годовой оборот финансовых трансакций превысил 500 трлн. долл. Мощь транснационального капитала способна обрушить любой национальный финансовый рынок.
В рыночных условиях диктату иностранных ТНК, капитал которых может многократно превосходить бюджеты многих стран мира, противостоять могут только мощные финансово-промышленные группы, создание которых предусматривается в России. Но нет гарантий, что последние будут выражать национальные интересы и не вступят в альянс с иностранными ТНК.
ТНК большой тройки чутко реагирует на поддержку своих государств, и в свою очередь увеличивают их экономическую мощь и экспансию. Таким образом, современный мир строится на двоевластии государств и транснациональных корпораций.
Наиболее активными проводниками процессов глобализации являются финансовые рынки, рынки денег и капиталов. Развитие национальных финансовых рынков, интеграция которых началась в середине 60-х годов, постепенно привело к их глобализации на рубеже XX–XI в.в. Данный процесс является результатом закономерного многократного возрастания роли финансов, банков как важнейших финансовых посредников, их влияния на всю хозяйственную жизнь внутри стран и на экономические отношения между странами.
Вслед за своими клиентами крупные банки, создали мощную сеть зарубежных филиалов, представительств. Слияние банков привело к возникновению мощных, транснациональных банков (ТНБ). Специфически новое качество возникло при слиянии ТНК и ТНБ. Взаимные поглощения, перекрестное владение акциями, стирание граней между промышленной, банковской, научно-информационной деятельностью привело к тому, что под контролем финансов и финансистов оказывается практически все, включая сырьевые рынки.
Современный мировой финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансово-кредитных организаций, посредников, перераспределяющих финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов. Главными кредитно-финансовыми организациями являются транснациональные банки, транснациональные компании, институциональные инвесторы, т.е. пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, прежде всего совместные фонды.
Соединения ТНБ и ТНК привели к образованию единого рынка ценных бумаг, ссудного капитала и инвестиции, к появлению новых финансовых инструментов, например деривативов (опционы, фьючерсы, свопы и т.п.).
В современных условиях рынки финансов различных стран зависят и взаимодействуют друг с другом. Финансовые организации и потенциальные инвесторы и акционеры вооружены самой современной телекоммуникационной техникой, такой как спутниковая связь, компьютерные сети, электронная почта, сотовая и оптико-волоконная связь, которая позволяет очень быстро перемещать финансовые ресурсы между странами, регионами, рынками.
Технический прогресс и интернационализация хозяйственной жизни подготовили основу для создания мировой финансовой системы (МФС). Национальные рынки денег и капиталов уже не только взаимодействуют, но и зависят друг от друга, подчиняются общим закономерностям, развиваются как единое целое. Инвестиционная деятельность ставшая международной, сопровождается появлением значительного слоя международных инвесторов и акционеров, которые принимая решение об инвестировании или заимствовании видят перед собой уже не изолированные национальные рынки, а сегменты МФС.