Переход к рыночным механизмам регулирования экономики предполагает демонополизацию государственной собственности и создание разнообразных форм собственности, взаимно дополняющих друг друга и наиболее приспособленных к конкретной сфере экономики.
В России и других бывших социалистических странах осуществляется переход к рынку, что невозможно без кардинальных реформ в системе отношений собственности. Задача заключается в том, чтобы путем разгосударствления собственности обеспечить оптимальное сочетание частной, коллективной, государственной и смешанной форм собственности.
Проблема приватизации является весьма сложной, она должна ответить на вопрос: как формировать собственность граждан – делить между населением всей страны или безвозмездно передать средства производства трудовому коллективу.
В условиях Российской экономики проблема усугубляется еще и тем, что к частной собственности сложилось негативное отношение. Многие годы людям внушали, что процесс огосударствления собственности носит объективный характер.
Выбору наиболее оптимального пути приватизации помогает опыт других стран. Процессы национализации и денационализации происходят во всех государствах с целью решения конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.
Большое развитие приватизация получила в западноевропейских государствах. Особенно интересен опыт Великобритании, где около трети занятых в производстве были переведены в частный сектор в результате распродажи государственных предприятий. Были использованы различные методы – распродажа и безвозмездное распределение акций, отчисления со стороны пользователей, продажи государственного жилья квартиросъемщикам и т. д.
Во Франции по закону, принятому в 1986 году, было денационализировано 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Участие иностранного капитала было ограничено до 20%.
В США действует программа по созданию «народных предприятий». Суть ее заключается в том, что работники могут выкупить предприятия в рассрочку в течение 5 лет за счет части прибыли. Установлена и единовременная выплата в размере 10 – 20% суммы выкупа.
Разнообразные методы приватизации используются в восточноевропейских государствах.
В бывшей ГДР и Венгрии принят вариант продажи предприятий по их рыночной стоимости. В Чехословакии полностью, в Болгарии, Румынии и Польше частично осуществлено бесплатное уравнительное распределение среди взрослого населения купонов, чеков (ваучеров) с последующим обменом на акции приватизированных предприятий.
В Югославии приватизация проводилась путем преобразования государственных предприятий в закрытые акционерные общества. Акции раздавались со скидкой 30% от номинала +1% за каждый год стажа работы. Выкуп осуществляется в рассрочку до 10 лет.
В России с 1992 года до середины 1994 года осуществлялась чековая (ваучерная) приватизация. Каждый житель страны получал ваучер номиналом в 10000 рублей, который он мог поменять на акции приватизированных предприятий или на пай в чековых инвестиционных фондах (ЧИФ), а также продать по рыночному курсу любым частным лицам.
Конкретные формы акционирования государственных предприятий определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». В ней предусмотрены 3 варианта, которые отличаются методом формирования контрольного пакета акций.
В настоящее время после завершения чековой приватизации осуществляется второй этап приватизации путем продажи на денежные средства с аукционов.