Рынок – это вся совокупность взаимоотношений людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе продавцов и покупателей для извлечения выгоды и дать возможность первым продать, а вторым купить товары.
Покупатель на рынке является главным субъектом оценки товаров и услуг. Нужда, недостаток рождает потребность. Как правило, потребитель уже имеет какие-либо блага, и он вправе выбирать, стоит или не стоит приобретать тот или иной товар. Потребители стремятся удовлетворить свои потребности, приобретая товары, но не любые, а только те, которые обеспечены имеющимися деньгами, то есть речь идет о платежеспособном спросе при соответствующем уровне цен.
Рынок – механизм, который обеспечивает сведение вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Результатом взаимодействия спроса и предложения является установление рыночной цены. Рынок может выступать в различных формах: дорогой магазин, «толкучки», бензозаправки, нью-йоркская фондовая биржа, ярмарки, банки, аукционы и так далее.
Анализ спроса и предложения используется для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, где существует множество продавцов и покупателей, конкурирующих друг с другом.
Рыночный спрос – объем (величина) какого-либо товара, который согласны купить покупатели (один человек, группа людей, население страны в целом) в единицу времени (год, месяц, день, час) при определенных условиях.
Спрос зависит от ряда факторов (рис. 5.1):
Таким образом, спрос на товар А зависит от:
где QDA – объем спроса на товар А в единицу времени;
PA – цена товара А;
PB,…PZ – цены других товаров, в т.ч. дополняющих и заменителей.
Функция спроса может быть задана табличным, аналитическим или графическим способом. Если все факторы, определяющие объем спроса принять неизменными, то можно записать функцию спроса в виде функции от цены на данный товар:
Известно, что чем выше цена товара, тем меньше количество его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше его покупается. Таким образом, между ценой товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость (рис. 5.2).
Анимация
где Р – цена за единицу товара,
Q – количество спрашиваемого товара.
Чем больше количество товара Q2>Q1 поступает на рынок, тем более снижается цена P2<P1. Следовательно, речь идет об обратной зависимости между этими двумя величинами, о совокупности всех продаж на данном рынке в единицу времени.
Линия DD отражает закон убывания спроса. Как видно из графика (рис. 5.2), по мере насыщения потребности покупателя цена на товар падает при прочих равных условиях. Когда же товара на рынке недостаточно, цена на него возрастает.
В чем причина такого явления? Очевидно, что рост цены вынуждает покупателя приобретать меньше продукции, а ее падение – наоборот. Закон постепенного убывания спроса действует практически для всех товаров, что обусловлено ограниченностью дохода покупателей. Понижение цены привлекает новых покупателей или стимулирует каждого потребителя данного товара совершить дополнительные покупки.
Даже после приостановления роста спроса данного покупателя при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности. При повышении цены какого-либо товара его стараются заменить другим, более дешевым или потреблять меньшее количество данного товара (эффект замены).
При более низкой цене человек может позволить себе приобрести большее количество данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров (эффект дохода). Таким образом, снижение цены на товар увеличивает покупательную способность потребителя, и поэтому он совершает покупку этого товара в большем количестве. Кривая спроса отражает поведение покупателя (покупателей).
Необходимо различать изменение величины спроса и изменение функции спроса. В первом случае объем спроса меняется при изменении цены. На графике это выражается в скольжении вдоль кривой спроса в связи с изменением цены (рис. 5.3). Во втором случае происходит сдвиг функции спроса вправо или влево (рис. 5.4). В этом случае при той же цене покупается больше (меньше) продукции.
Кривая изменения величины спроса.
Анимация
Смещение кривой спроса
Анимация
Влияние неценовых факторов на перемещение кривой спроса.
Анимация
К парадоксам спроса относится парадокс Гиффена, когда во время голода в Ирландии в середине ХIХ века спрос на картофель, цены на который увеличились, возрос.