К середине 80-х гг. все нагляднее стала проявляться неспособность политической системы СССР не только обеспечить общественный прогресс, но и необходимую обществу стабильность. Ухудшалось экономическое положение, в стране назревал глубокий системный кризис, охватывающий все сферы – экономическую, социально-политическую, духовную.
Обществом овладело сознание необходимости перемен.
Рубежным стал 1985 г., когда начался поиск путей преодоления негативных тенденций. Партийные реформаторы стремились к совершенствованию системы в соответствии с «ленинскими заветами».
Предпринимались попытки включить демократические механизмы, чтобы придать обществу динамизм (выборы на альтернативной основе, гласность и т.д.). В стране, особенно среди интеллигенции, наблюдался подъем, рождались надежды на улучшение социально-экономического положения, введение соответствующих системе демократических принципов.
Социализм как идеал общества социальной справедливости и равенства приобрел необычайную привлекательность и воспринимался как цель реформ. Популярным лозунгом середины 80-х гг. становится призыв «Больше социализма!». Попытки реформировать систему, не выходя за рамки социалистического выбора, получили название «перестройка».
Перестройка, ее успехи и неудачи были теснейшим образом связаны с личностью ее творца М. С. Горбачева. Политик-новатор, он первым поставил вопрос о реформах в СССР в практическую плоскость, инициировал процесс перемен. Однако его реформы не меняли систему, были направлены на ее улучшение и укрепление, что было в той ситуации уже невозможным. Боясь оказаться в изоляции, он не решался выйти за рамки социалистического выбора, понимаемого в традиционном для страны духе.
Перестройка потерпела неудачу. Выяснилось, что система не поддается реформированию. У части общества, признанным лидером которой стал Б. Н. Ельцин, сложилось убеждение в необходимости кардинальной, фронтальной реконструкции общества, перехода на рельсы рыночной экономики и парламентской демократии.
В демократическом лагере произошла радикализация требований, политические программы строились на базе либерализма. Популярными стали лозунги деидеологизации, десоветизации, реальной многопартийности, построения общества на принципах свободы, законности и демократии. В области экономики предлагались денационализация (приватизация), разгосударствление, переход к рыночной экономике.
С середины 80-х гг. наблюдались также нарастание противоречий между республиками, стремление их к суверенитету и независимости. Для решения нарастающих межнациональных проблем КПСС выдвинула тезис: без сильного Союза нет сильных республик, без сильных республик нет сильного Союза. На этой основе предполагалось разграничить полномочия центра и республик, передать часть властных полномочий республикам.
Между тем к началу 90-х гг. центробежные тенденции продолжали усиливаться. В этой ситуации М. С. Горбачев, ставший к этому времени президентом СССР, сделал ставку на заключение нового союзного договора между республиками. Подписание последнего было намечено на август 1991 г. Однако последовавшие 19 – 21 августа события помешали осуществлению этого замысла.
После августовского путча процесс распада СССР принял необратимый характер. В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии заявили о выходе их республик из Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Советский Союз прекратил свое существование, а президент М. С. Горбачев ушел в отставку.
С распадом СССР начался новый этап в истории России. Руководство Российской Федерации взяло курс на проведение радикальных реформ в экономике страны. Эти преобразования были направлены на создание в стране рыночной экономики и получили название «шоковой терапии».
Важнейшими мероприятиями правительства в рамках проведения этих реформ стали либерализация цен и приватизация. Результаты этих реформ оказались противоречивыми. С одной стороны, они способствовали формированию рыночной инфраструктуры в экономике, слоя собственников. С другой стороны, огромная государственная собственность попала, главным образом, в руки тех, кто к началу приватизации занимал ключевые позиции в партийно-хозяйственном руководстве.
Кроме этого, произошло обнищание значительной части населения, резкое углубление социального неравенства, появление безработицы.
Основным содержанием внутриполитической жизни стало оформление российской государственности. Развитие ситуации в России в начале 90-х гг. характеризовалось противостоянием двух ветвей государственной власти: Верховным Советом и президентской администрации. Это противостояние завершилось в октябре 1993 г. победой президентской стороны. В декабре того же года была принята Конституция страны. По Конституции Россия провозглашалась демократическим федеративным государством, по форме правления представлявшим президентскую республику.
В процессе оформления России как федерации важное значение имело подписание Федеративного договора в 1992 г., где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации и были обозначены границы государства. В развитие положений этого документа несколько позднее между Центром, с одной стороны, и республиками, краями и областями РФ были подписаны договоры о разграничении полномочий.
Все это способствовало сохранению территориальной целостности России.
В 1990-е гг. общественно-политическая жизнь внутри страны характеризовалась борьбой различных политических партий. Эта борьба особенно активизировалась в периоды выборов Президента России и выборной кампании в Государственную Думу.
Среди различных партий, общественно-политических объединений и движений своим влиянием, активностью в этот период выделялись КПРФ (лидер Г. А. Зюганов), «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар), ЛДПР (лидер В. В. Жириновский), «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский).