Философия формировалась на основе противоречий, возникших между религиозно-мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания.
Со временем новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным.
История возникновения философии свидетельствует, что она аккумулировала зачатки научных знаний и других сфер человеческой деятельности (искусство, нравственность и т.д.), т.е. носила нерасчленённый, синкретичный характер.
Такая единая наука получила название натурфилософии (философии природы), включающей в себя все естественно научные и философские взгляды.
В дальнейшем по мере развития естествознания актуальным становится вопрос об определении понятия науки, научной истины и вопрос о том, можно ли считать философию наукой?
Если под наукой мы будем понимать то содержание, которое утвердилось в естествознании с расцветом частных наук, то мы вынуждены отметить, что философское знание имеет ярко выраженную специфику и по сравнению наукой:
- Философия не способна доказать свои утверждения принятыми в науке методами логического доказательства или эмпирической проверки, она расходится и с общепринятыми истинами здравого смысла.
- Философское знание содержит определённые критерии научности (принцип объективности, рациональный тип знания, отношение к истине как цели познания, направленность на восприятие сущности) и входит в состав научной сферы знания, но она не сводима ни к какому виду научного знания.
- Философская мысль в отличие от научной имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских суждений о мире.
- Цель философии – сформулировать последние принципы, идеалы как организующие и направляющие начала человеческой активности, выразить предельно широкую идею, которая лежит в основании целеполагающей деятельности человека. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».
- Предмет философии – всеобщие, предельные основания бытия мира и человека в мире. С одной стороны, предметом философии выступают общие связи, законы объективного мира, т.е. формирование той или иной картины мира, универсума. С другой стороны, философия обращается к самому человеку, его внутреннему миру. Человек выступает при этом не как часть мира в ряду других предметов, а как бытие особого рода – индивид с его самопознанием и самосознанием.
Множество проблем философского мировоззрения спроецированы, в конечном счёте, на осмысление отношений человека и мира, которые конкретизируются в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе.
Решение этой проблемы определяет основные подходы к осмыслению других проблем.
Оно же разделило философскую мысль на два главных направления: материалистическое и идеалистическое.
- Онтология — учение о бытии, об основных принципах, определяющих устройство мира.
- Гносеология – учение о познании, познавательных способностях человека, их возможностях и границах.
- Философская антропология – учение о человеке, его происхождении и взаимоотношении с природой и обществом.
- Социальная философия — учение о происхождении общества, его структуре и тенденциях развития.
- Аксиология – учение о ценностях, исследует ценностное отношение человека к миру, иерархию ценностей.
С развитием философии в её структуре выделяются и другие разделы: философия культуры, философия науки и техники и т.д.
Важное место в системе философского знания занимает история философии.