Основанием античной философии были значительно более высокий в сравнении с первобытнообщинным, родовым строем уровень производительных сил, дифференциация труда и ремёсел, расцвет торговли, развёртывание различных форм рабовладения, в том числе с предоставлением некоторым категориям рабов частичных прав, с развитием лично свободных людей.
Античная философия прошла в своём развитии почти тысячелетний период. В ее истории выделяются следующие этапы:
- Досократический (становление философии) — с VI – V вв.до н.э.
- Классический — V – IV вв. до.н.э.
- Эллинистически-римская философия -кон. IV в. до н.э. – VI в. н.э.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Досократический этап философии
Первой философской школой в европейской цивилизации была Милетская (ионийская) школа.
К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.
Её виднейший представитель – Фалес.
Он был также математиком, физиком, астрономом.
В своём осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается «вода».
Всё, что есть в мире, производно от «воды» и основывается на этом первоначале.
Оно отличается от простой воды; это вода одушевлённая.
Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы.
Одной из центральных идей Гераклита (ок.520–ок.460 гг. до н.э.) была идея всеобщей изменчивости и движения, которая связана с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием.
Логос («слово, порядок, закон») имеет функцию управления и в целом есть единство противоположностей.
Гераклит заложил основы теории познания, впервые выделив и сравнив чувственное и разумное (рациональное) познание.
Сущность и смысл вещей, логос вещей и космоса, единство и борьба противоположностей трудноуловимы для органов чувств, для обыденного взгляда на мир.
Нужен разум, труд мышления, чтобы проникнуть в основы вещей и мира.
Соединение разума и органов чувств ведёт к истинному познанию.
Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего.
Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость, сохранение вещей.
Философы понимали, что любое явление, любой исследуемый объект многообразен и обладает свойствами, которые не всегда могут быть обнаружены чувствами.
Поэтому ионийской традиции, разрабатывающей учение о физической материи как первичной по отношению к форме, противостоит пифагорейская традиция, в которой важное место занимает форма, с помощью которой материя, обладающая потенциальными свойствами, становилась конкретным предметом (оформлялась).
Реализацией этого представления стало пифагорейское учение о числах.
Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия.
Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости), связана с Древним Востоком.
Таким образом, первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам.
И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых.
Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте.
В самом понятии атома (неделимый) высвечивается его элеатское происхождение.
Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости.
Атомы и пустота — единственная реальность.
Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь.
Соединения атомов образуют все многообразие природы.
Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа.
Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным — с единой субстанцией.
Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами.
Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов.
Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.
Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.
Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума.
Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности.
Именно в причинности Демокрит усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.
Он с пафосом воскликнул: «Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!»
Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ.
Он первым высказал идею проэктивной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д.
Иначе говоря, от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза.
При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо. (Специально изучая этот вопрос (силу взгляда), должен сказать: это чрезвычайно тонкое прозрение гения.)
Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога.
По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум.
В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом и боги помогают людям.
Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.
Классический этап философии
Вершина развития античной греческой философии приходится на вторую половину V до конца IV в. до н.э.
Это период наибольшего расцвета классической греческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства – полисы.
Потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию –софистов ( софос – «мудрый» ).
Они учили риторике, политике, судопроизводству и всем другим областям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали «мудрым».
Ярким сторонником релятивизма среди софистов является Горгий (ок. 483 – 373 гг. до н.э.).
Его релятивизм граничит со скептицизмом, что доказывается в трёх тезисах:
- ничего не существует;
- если что-то и существует, его нельзя познать;
- если это можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому.
Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит в принятии определённой предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору.
Горгий весьма точно различает значение слов и использует изменения значения в разном контексте.
Осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и её изложением сыграли позитивную роль в развитии философии.
В воззрениях Протагора (ок. 481 – 411 гг. до. н.э.) наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация софистов.
Он утверждал, что материя изменчива и является основанием всех явлений.
«Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют», – известное высказывание Протагора в соответствии с его материалистической ориентацией, по сути, гласит, что человек воспринимает мир таким, каков он есть.
Это привело к абсолютизации субъективной стороны знания о мире.
Большинство мыслей софистов относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности.
Софисты переносят центр внимания из области природы на человека.
Вопрос о возникновении общества софисты решают с позиций стихийного материализма.
Они обращаются к естественному порядку вещей, предпочитая его закону как социальной норме.
Для софистов характерно умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления.
Они доказывали, что существующие установления – не божественны, а суть — лишь соглашение между людьми, которое можно и нужно исправлять.
Софист Антифонт отрицал изначальное различие рабов и свободных, говоря о равенстве всех людей «по природе».
Совсем с иной, этической точки зрения критиковал традиционные взгляды выдающийся философ античности Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).
Сократ презирал наёмных учителей мудрости и в отличие от них не имел своей школы и не брал вознаграждения.
Главной задачей своей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения.
Считал излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений.
В философии для него центральными стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические, причём последние как дополняющие этику.
Сократ считал, что всякий человек способен осмыслить жизнь во всех её проявлениях, для этого достаточно разрушить установившиеся неверные представления и условиться о том, что подразумевается под тем или иным понятием.
Счастье зависит от добродетели, а добродетели надо учить.
Ни один человек не откажется от счастья, если будет знать, как его достичь.
Пороки проистекают от незнания путей к добродетели, то есть от невежества.
Призыв к нравственному совершенствованию, последовательный рационализм, вера в силу разума – вот наиболее привлекательные черты учения Сократа.
Центральное место в философии ученика Сократа Платона (427 – 348 гг. до н.э.) занимает проблема идей.
Если Сократ основное внимание уделил общим понятиям, то Платон пошёл дальше, он обнаружил особый мир – мир идей.
Разработанная Платоном идеалистическая теория познания (теория воспоминания) преграждала путь научному методу исследования мира – посредством опыта и наблюдений.
Платон считал «идею» одновременно и причиной возникновения вещи или явления, и образцом, целью, к которой они стремятся.
Идею вещи нельзя исследовать опытом, её можно понять только разумом, отбрасывая всё материальное, постигаемое чувствами.
Логические категории, которые исследовал ещё Сократ, у Платона превратились в нематериальные сущности, живущие своей жизнью.
Материальные предметы стали как бы тенями идей, искажающими, как всякие тени, свой прототип.
По Платону, полностью постичь идеи может только бог, люди же воспринимают их частично.
Желая познать идею, человек стремится стать причастным богу.
Теория познания у Платона неотделима от его учения о душе, которая является посредником между «идеями» и чувственно воспринимаемым миром.
Душа человека с самого его рождения питается воспоминаниями о мире идей, о том времени, когда она обладала полным знанием.
Душе человека свойственно предаваться размышлениям, то есть стремиться к вечному «миру идей».
Однако кроме ума ей присущи также страсти и вожделения.
Души людей не равноценны: одни влекутся к миру идей, у других «крылья ломаются в полёте»: они довольствуются представлениями, почерпнутыми из материального мира.
Но среди его учеников были люди, видевшие слабость теории «идей».
Самым выдающимся из них был Аристотель (ок.384 – 322 гг. до н.э.).
По Аристотелю, общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о мире и человеке; никакие субъективные цели, сколь бы значимыми они ни были, не должны искажать «правды вещей».
Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот.
Аристотель не признавал «воспоминания о мире идей» источником наших знаний и не считал, что идеи предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, существуя отдельно от них.
Наши ощущения отличаются достоверностью, допуская лишь незначительные ошибки.
Нельзя, как это делает Платон, отделять материю от формы; для того чтобы материя обрела соответствующую форму, требуется энергия, то есть действие, осуществление возможности.
Аристотель оставил богатое наследие, в котором отражён весь спектр деятельности современного ему человека и общества: политика, нравственность, искусство и др.
Эллинистическо-римская философия
Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов и обоснование новых моделей космоса.
Основные течения данной эпохи: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм – обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души.
Как жизненный идеал личности отсюда отказ от разработки фундаментальной философии.
Явно выражен крен в сторону этики, причём весьма односторонней, в которой отстаиваются пути достижения «атараксии» — невозмутимости, что приводит к крушению культуры и философии, основанных на рационализме и личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека и природы.