Основная задача философии Средних веков: не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего, что провозглашала вера.
Истина уже дана в Откровении, необходимо её изложить и доказать посредством разума, то есть философии:
- С помощью разума легче проникнуть в истины веры и приблизить их к мыслящему духу человека.
- Религиозной истине необходимо придать систематическую форму при помощи философских методов.
- Используя философские аргументы исключить критику святых истин.
В философии средневековья выделяют два периода: патристика и схоластика.
I. Патристика
Патристика (от лат. Pater – отец) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.
Тит Флавий Климент (ок.150 – ок.219 гг.) обнаружил в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами.
Ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия.
В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства.
В религии единственным путём к Богу служит вера, которая будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами.
Климент сформулировал принцип гармонии веры и разума.
Аврелий Августин (354 – 430гг.) тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; провёл огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции.
Философская установка Августина: «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить».
Спор об универсалиях: Существуют ли реально универсалии (общие понятия)? Философская основа спора – вопрос об отношении общего и частного (единичного, индивидуального).
Позиции сторон в споре об универсалиях:
Реализм (от лат. realis – действительный)
Существует лишь общее – идеи.
Крайние реалисты: идеи существуют до единичных вещей и вне их.
Опора на учение Платона об идеях.
Умеренные реалисты: общее существует в вещах.
Опора на учение Аристотеля.
Номинализм (от лат. nomen – имя)
Общее существует после единичных вещей.
Крайние номиналисты: Общее лишь пустой «выдох воздуха», звуковая сторона слова.
Умеренные номиналисты: общее есть мысль (имя), играющая важную роль в познании
Спор об универсалиях подтолкнул философов к исследованию и развитию логических структур мысли.
Параллельно с теологией и в философии рассматриваются проблемы, касающиеся устройства мира (Бог и мир); места человека в мире (Бог и человек); возможность человека познать мир и бога.
Рационализация в поле веры обусловила переход от патристики к схоластике, сначала сформировавшейся как комплекс дисциплин для обучения, а потом уже развившейся в самостоятельное философское творчество, рождающее новое знание.
Пьер Абеляр (XII век) отмечает преимущества разума перед слепой верой.
Прогресс в вере возможен лишь на пути знания, реализуемого диалектикой.
Радикальный рационализм привёл Абеляра к определению веры как «предположения» о невидимых вещах, недоступных человеческим чувствам.
Абеляр понимает роль диалектики как своего рода критического осмысления утверждений и тезисов, их принятие не силой авторитета и традиции, а рациональными аргументами; у разума есть свой предмет исследования и в природе, и в сфере христианских истин.
Разум не слуга теологии, ибо развивается самостоятельно, осваивая свои инструменты и ориентируясь на свои цели.
Тем самым Абеляр начинает процесс провозглашения независимости истин науки и философии от религиозной веры.
II. Схоластика
Крупнейший представитель этой эпохи – Фома Аквинский.
Основной проблемой считал соотношение философии и теологии: по своему предмету не различаются – Бог и всё, что он создал.
Теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу.
Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия (а сюда тогда относились и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология — на веру.
Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию.
Фома Аквинский выдвинул доказательства существования Бога:
- «От движения». Всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное =› существует перводвигатель, т. е. Бог.
- «От причины». Всякая вещь имеет свою причину, но и причины имеют свою причину =› существует первопричина, т.е. Бог.
- «От необходимости». Всякая вещь существует конечное время. Остальное время она не существует. Значит в её сущность не входит существование =› должно быть нечто, включающее в себя существование всего мира, то есть Бог.
- «От целесообразности». Всё существующее в мире имеет свою цель =› должен существовать источник целенаправленной деятельности, то есть Бог.
- «От степени совершенства». Вещи обладают различными степенями совершенства =› должна быть высшая степень совершенства, то есть Бог.
В онтологии Фома Аквинат принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её к задачам обоснования догматов христианской религии.
Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна.
Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог.
Рассматривая проблему соотношения общего и единичного (существования универсалий), Аквинат выдвигает своеобразное её решение.
Общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность.
Общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нём уже после вещей: общее существует до вещей, в вещах и после вещей.