Поскольку современная экономика инфляционна по своей сути, то ставится задача установить над инфляцией надежный контроль, удержать умеренный темп цен. Практика многих стран показывает, что эта задача реально разрешима. Выработан и проверен на практике целый комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования.
Это, прежде всего антиинфляционная стратегия, объединяющая цели и методы долговременного характера. Их эффект экономика чувствует не сразу, а лишь по истечении длительного времени.
Антиинфляционная тактика позволяет ждать результатов в пределах сравнительно небольшого периода времени. Большей частью методы краткосрочной антиинфляционной политики носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время умерить инфляцию.
По мнению российских и зарубежных ученых-экономистов существуют следующие методы антиинфляционной стратегии. Одна из главных задач состоит в гашении инфляционных ожиданий, прежде всего адаптивных ценовых. Мировой опыт показывает, что переломить психологию субъектов экономики возможно при выполнении, по крайней мере, двух условий.
Первое из них – всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Изменение потребительской психологии возможно только с увеличением количества и качества товаров, рыночным колебанием цен.
Другое условие – существование правительства доверия, которое придерживается курсом на искоренение неуправляемой инфляции. Доверие правительству большинством населения становится реальной силой, влияющей на экономическое поведение людей. Оно способствует снижению инфляционных ожиданий. Вторая задача антиинфляционной стратегии состоит в долгосрочной денежной политике с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот лимит нужно удерживать в течение продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.п.
Лимит на ежегодный прирост денежной массы должен ограничивать любую деятельность государства, связанную с изменением денежной массы. Режим денежных ограничений можно осуществить, используя инструменты, находящиеся в распространении центрального банка (политика «дорогих» и «дешевых» денег). Один из них – ставка межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. При ускорении инфляции, центральный банк начинает поднимать ставку. Этим достигается более медленное нарастание объема денежной массы.
Сокращается спрос на деньги как со стороны коммерческих банков, так и со стороны клиентов коммерческих банков, так как вслед за межбанковским дорожает и коммерческий кредит. Однако дорогие деньги являются серьезным препятствием для инвестиционного процесса и развития народного хозяйства в целом. Поэтому при удорожании кредита, государство должно снизить налоговые ставки, чтобы бизнес мог осуществлять инвестиции.
Чтобы умерить рост денежной массы, Центробанк может повысить норму обязательных резервов. Часть средств коммерческих банков замораживается. Увеличить денежную массу в обращении центральный банк может не эмиссией денег, а сокращением нормы резервов.
И третий метод регулирования денежной массы Центробанком связан с операциями с государственными долговыми обязательствами на рынке центральных бумаг. Выступая на рынке центральных бумаг в роли то продавца, то покупателя государственных облигаций,
Центробанк увеличивает или уменьшает количество денег в обращении. Таковы основные инструменты, с помощью которых Центробанк осуществляет неинфляционную денежную стратегию. Однако этого недостаточно. Необходимы неденежные приемы борьбы с инфляцией. К ним относятся: сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации через уменьшение расходов государства и совершенствование налоговой системы, которое в отдаленной перспективе даст дополнительный импульс инвестиционному процессу, а затем увеличению производства и занятости и в конечном итоге приведет к росту государственных доходов и сокращению дефицита.
Стратегическая линия уменьшения государственных доходов проходит через постепенное сворачивание финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рыночной системе. Это инвестиционный процесс и уменьшение объема бюджетных капиталовложений, отмена необоснованных дотаций и субсидий частичная приватизация образования и здравоохранения и т.п.
Таким образом, организуя рациональную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса, стараясь отрегулировать его так, чтобы снять инфляционное неравновесие рынков. Когда же государство помогает структурным преобразованиям налаживать конверсию военного производства, совершенствует подготовку и переподготовку рабочей силы, совершенствует систему автодорог и железных дорог, то оно наступает на инфляцию, увеличивая предложение.
В качестве противоинфляционного средства может использоваться повышение курса валют, оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и соответственно подталкивает вниз общий уровень цен в экономике.
Таким образом, рассмотрев множество отрицательных последствий инфляции, непростые методы антиинфляционного регулирования, можно сказать, что инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней ХХ столетия. Но наиболее разрушительный эффект ее, и в то же время в наименьшей степени осознаваемый, заключается в том, что в долгосрочной перспективе инфляция неизбежно порождает широкомасштабную безработицу.