Мы рассмотрели инфляцию и безработицу. Теперь возникает вопрос: взаимосвязаны ли оба эти явления? Доминирующей проблемой кризиса 30-х годов была массовая безработица, но цены при этом снижались.
В течение длительного послевоенного периода в экономике многих стран была достигнута полная занятость, но при этом начали расти цены. Эмпирические исследования показали, что существует связь между инфляцией и безработицей.
При высокой безработице инфляция была низкой и наоборот. Эта взаимосвязь для различных стран в обобщенном виде выражена в так называемых «Кривых Филлипса» (австралийский экономист, 1958г.).
По горизонтальной оси отмечается уровень безработицы, а по вертикальной – инфляции. Строится кривая. Если кривая лежит выше горизонтальной оси и правее вертикальной, это показывает, что инфляция и безработица в экономике происходят одновременно. Это показывает, что кейнсианская теория, которая признает либо инфляцию, либо безработицу, не точно отражает действительность. И все же кривая согласуется с кейнсианской теорией в том отношении, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы.
Когда безработица велика, инфляция низкая, и следовательно, представляет собой менее значительную проблему. Объяснение этой зависимости заключается в том, что высокая безработица вынуждает работающих по найму соглашаться на меньшую заработную плату. Это в свою очередь вызывает замедление роста цен.
В тоже время, если положение на рынке труда хорошее и уровень безработицы низкий, то наемным работникам легче выторговать себе такое повышение заработной платы, которое опережает рост производительности труда и тем самым поднимет цены. Таким образом, низкая безработица вызывает тенденцию к более высокой инфляции, в то время как высокая безработица сопровождается низкой инфляцией.
Таким образом, когда улучшается положение на рынке труда и расширяется производство, в экономике усиливается давление спроса. Это создает диспропорции и усиление конкуренции за ресурсы. Другими словами это означает, что возрастающее предложение в макроэкономике вызывает повышение цен. За то, чтобы приблизиться к полной занятости, приходится расплачиваться усилением инфляционного давления на экономику.
Кривая Филлипса показывает, что не может быть одновременно и большой безработицы и высокой инфляции и существует возможность «купить» более низкий уровень безработицы ценой чуть большей инфляции. Или за счет политики сдерживания снизить инфляцию, «заплатив» за это несколько более высоким уровнем безработицы. Какую выбрать точку на кривой, т.е. какого сочетания безработицы и инфляции достичь, определяется социальными и политическими приоритетами.
Однако практика западных стран показала, что зависимость, описываемая кривой Филлипса, была характерна для 50-х и начала 60-х годов. Взаимосвязь между безработицей и инфляцией оказалась крайне нестабильной. В 60-е и 70-е годы одновременно росли как безработица, так и инфляция. Экономика индустриальных стран на протяжении 70-х годов столкнулась со стагфляцией, т.е. в ней одновременно присутствовали и большая безработица (стагнация), и высокая инфляция.
Милтон Фридмен в 60-е годы критиковал вывод анализа кривой Филлипса. Фридмен утверждает, что на больших отрезках времени не существует зависимости, при которой с помощью политики стимулирования спроса можно было бы «купить» перманентно низкий уровень безработицы. Причина состоит в том, что наемные работники со временем предъявляют требования повышения реальной заработной платы. Их интересует покупательская способность заработной платы, а не номинальная заработная плата.
Политика экспансии, вызывающая рост инфляции, дает лишь временное улучшение ситуации с занятостью. Когда работники осознают, что повышение их заработной платы включает инфляционный прирост, они, естественно, станут повышать требования к зарплате, чтобы компенсировать снижение ее покупательской способности. И предприятия, когда они осознают, что повышение спроса – лишь инфляция, а не реальный рост покупательской способности, будут сокращать производство и спрос на рабочую силу.