Потребитель приобретает массу различных товаров и услуг. Каждый человек имеет свои предпочтения, отражающие его потребности. Однако поведение потребителя, его выбор зависят не только от его желаний, но также и от того, как он может удовлетворить свои желания исходя из своего дохода и цен на соответствующие товары.
На пути желаний встают бюджетные ограничения. Бюджетные ограничения указывают, что общий расход должен быть равен доходу. Если потребитель весь свой доход тратит на товары Х и Y (не занимает и не сберегает), то бюджетное ограничение выглядит так:
или Доход = Расход, где J – доход; Рх – цена товара X; Ру – цена товара Y; Q – количество потребляемого товара.
Предположим, что на покупку фруктов (в качестве которых мы рассматриваем только апельсины и яблоки) выделяется только 5 долл. в неделю. Цена яблок – 1 долл. за 1 шт., апельсинов – 0,5 долл. за 1 шт. В табл. 6.3 показаны различные комбинации апельсинов и яблок, которые могут быть куплены при бюджете 5 долл. в неделю.
Таблица 6.3 – Доступные рыночные наборы
(Доход – 5 долл. в неделю, Рх – 1 долл., Ру – 0,5 долл.)
Набор | Яблоки (Q х) | Апельсины (Q у) |
В 1
В 2
В 3
В 4
В 5
В 6
|
5
4
3
2
1
0
|
0
2
4
6
8
10
|
Если бы все 5 долл. были израсходованы на яблоки, наибольшее их количество, которое могло быть куплено за неделю при Р = 1 долл., 5 штук. Это представлено набором В1 (5 яблок, 0 апельсинов). Другая крайность – набор В6, где весь бюджет расходуется на апельсины. Максимальное их количество – 10 штук по цене равной 0,5 долл. Все комбинации яблок и апельсинов изображены на рис. 6.5. Итоговая линия называется бюджетной линией и представляет бюджетное ограничение.
Короткое видео по теме:
Количество товара Y, получаемое за счет отказа от единицы товара X, представлено наклоном бюджетной линии. Это видно на рис. 6.5. Каждый раз, когда потребитель отказывается от единицы товара Х (DQх = 1), он получает 2 единицы Y (DQ = 2). Наклон бюджетной линии равен
что в данном случае составляет 2. Это значит, что потребитель должен отказаться от 2 апельсинов, чтобы получить дополнительное яблоки при текущих ценах на эти товары. Заметим, что
Если мы умножим наклон бюджетной линии на –1, то получим отношение цен Х и Y. В общем: наклон бюджетной линии
Изменение в доходе и ценах вызовут сдвиг бюджетной линии. Изменение дохода вызывает параллельное смещение бюджетной линии (график А, рис. 6.6).
Изменение цены товара Х поворачивает бюджетную линию вокруг ее точки пересечения с осью Y до новой точки пересечения с осью X (график В, рис. 6.6).
Изменение цены Y поворачивает бюджетную линию до новой точки пересечения с осью У, не изменяя ее точки пересечения с осью X (график С, рис. 6.6).
Изменение цены вызывает реакцию потребителя в форме эффекта замещения и эффекта дохода.
Эффект замещения проявляется в реакции потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, что приводит к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие (рис. 6.7).
Увеличение цены на товар Y сопровождается сокращением его покупки и увеличением покупки товара X, который может заменить подорожавший. Происходит сдвиг бюджетной линии.
Эффект дохода определяет увеличение нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, уменьшение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены (рис. 6.8).
Снижение дохода сдвигает бюджетную линию внутрь, увеличение дохода вдвигает ее вовне, новая бюджетная линия всегда параллельна старой.
Таков механизм воздействия цены на потребление нормального блага.