Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. («Великая депрессия»), охвативший как развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны – самый глубокий и продолжительный в истории. Он положил конец тому типу экономического роста, который был характерен для XIX века.
Неоклассическая теория, господствующая на рубеже XIX и XX вв., базировалась на микроэкономическом анализе, но в условиях совершенно нового типа кризиса, сопровождающегося массовой безработицей. Потребовался иной, макроэкономический анализ, к которому обратился один из величайших экономистов XX в. англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883-1946г.).
С этого периода наблюдается борьба экономистов вокруг вопросов государственного вмешательства в экономику и свободы хозяйственной деятельности. Возникшие в связи с этим новые проблемы научных исследований не теряют своей актуальности и до наших дней, т.к. их основное содержание государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве.
В западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции государственного регулирования экономики: кейнсианская и монетаристская.
Своеобразное осмысление последствий «Великой депрессии» отразилось в совершенно неординарных для того времени положениях книги Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Эта работа послужила теоретической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в США («Новый курс» президента Ф.Рузвельта) и ряде Европейских государств. Идеи книги означали разрыв с неоклассической традицией: концепция о невмешательстве государства в экономику была отвергнута и в теории, и на практике. Неоклассическая теория была не в состоянии ответить на жизненно важные вопросы того времени – причины кризиса и пути выхода из него. Убеждение классической и неоклассической школ о всесилии «невидимой руки» рынка (принцип экономического либерализма) ушли в прошлое.
По оценкам многих экономистов «Общая теория занятости, процента и денег» стала поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяла и определяет экономическую политику ряда стран. Главная идея книги состоит в том, что рыночная экономика XX в. уже не является саморегулирующейся системой, а максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.
Новаторство экономического учения Дж. Кейнса в методологическом плане проявилось, прежде всего, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому, что сделало его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, а так же – в обосновании (исходя из «психологического закона») концепции «эффективного спроса», т.е. потенциально возможного и регулируемого государственного спроса.
Но заслуга Кейнса не ограничивается осознанием собственной концепции: монетаризм, противостоящий кейнсианству в вопросах экономической политики, широко пользовался его категориальным и математическим аппаратом.
В основе кейнсианского анализа – исследование таких агрегатных (совокупных) макроэкономических показателей как национальный доход (NI), агрегатный спрос (АД), агрегатное предложение (АS) , занятость (N), сбережения ( S ), потребление (С), инвестиции (I ), государственные расходы (G ). Экстремальные условия, рассматриваемые Кейнсом – кризис перепроизводства – ситуация отставания агрегатного спроса от агрегатного предложения (АД<AS), следовательно, необходимо анализировать факторы, тормозящие агрегатный спрос (АД). «Эффективный спрос» Кейнс рассматривает в качестве основного фактора, обеспечивающего развитие экономики. В процессе анализа он отказывается от ряда аксиом неоклассической школы:
- об автоматическом установлении равновесия между рыночным спросом и предложением через внутренние регуляторы рынка: в условиях кризиса перепроизводства центральным вопросом экономической науки должно быть исследование причин отставания агрегатного спроса от агрегатного предложения;
- о представлении национального дохода как постоянной величины: исходным пунктом анализа при данном экономическом потенциале страны Кейнс считал выявление причин, определяющих уровень национального дохода;
- о «нейтральности» денег по отношению к экономическим процессам: Кейнс доказывал, что денежные (монетарные) факторы влияют на уровень национального дохода, на степень деловой активности и в конечном итоге на занятость.
Главная цель экономического анализа – определение факторов, от которых зависит национальный доход (NI), т.к. именно он обуславливает уровень занятости (N). Следовательно, занятость есть функция национального дохода N=f(NI). (Напомним, что в неоклассической теории труд рассматривается как любой другой товар и его равновесное количество (занятость) определяется его ценой – заработной платой, а излишек труда (безработица) объясняется слишком высокой ценой труда).
Уровень национального дохода, в конечном счете, определяется соответствием агрегатного спроса агрегатному предложению, т.е. проблема безработицы выводится с микро- на макроуровень и утверждается, что в ряде случаев ее решение не может быть достигнуто в результате автоматического действия рыночных механизмов.
Весь агрегатный спрос (АД) рассматривается как сумма потребительского спроса (С), инвестиционного спроса (I) и государственных расходов (G). Совокупный спрос представляет собой национальный доход по расходам
Напомним, что по Кейнсу занятость (N) есть функция национального дохода.
Относительное сокращение потребительного спроса (С) выясняется через важнейший экономический показатель – предельную склонность к потреблению МРС. Это коэффициент, показывающий распределение каждой дополнительной (предельной) денежной единицы на текущее потребление и сбережение. (Так, если МРС=0,7, это означает, что 70 ед. из каждых дополнительных 100ед. дохода пойдут на текущее потребление, а 30 – на сбережение). Кейнсом формулируется «основной психологический закон»: с ростом дохода предельная склонность к потреблению снижается, а предельная склонность к сбережению растет. Он делает вывод о том, что не всегда сбережение является благом: преобладание сбережений над потреблением в доходах населения сокращает совокупный спрос (С), не позволяет реализовать всю массу произведенного товара, это сокращает производство, снижает темпы роста национального дохода и как следствие – занятость.
В качестве причин: снижающих инвестиционный спрос (I) Кейнс выделяет следующие основные факторы:
- снижение предельной эффективности (прибыльности) капитала – это связывается с сокращением предельной склонности к потреблению: замедление темпов расхода на потребление уменьшает прибыль производителей, вызывает сомнение в целесообразности дальнейших вложений,
- чрезмерное предпочтение ликвидности – это завышенная оценка денег как наличности, которая ведет к росту их цены, т.е. процентной ставки. Если проценты на кредит начинают превышать ожидаемую предпринимателем норму прибыли, инвестиции замораживаются, становится более выгодным вкладывать деньги в банк, чем в предпринимательскую деятельность.
Схематично взаимосвязь факторов, ведущих к недостатку «эффективного спроса» по сравнению с совокупным предложением и к сокращению национального дохода и занятости можно представить следующим образом.
Среди важнейших механизмом противодействия сокращению объема национального дохода и занятости Кейнс выделяет механизм «мультипликатора». Прежде, чем перейти к его сущности, следует отметить, что идея «мультипликатора» появилась на свет еще в 1931 г., когда профессор Р. Кан ввел понятие «мультипликатора занятости».
Суть его заключалась в следующем: всякие производственные затраты рождают «первичную» занятости и вызывают добавочную покупательскую способность рабочих и предпринимателей, а это – источник дополнительного спроса и «вторичной» занятости. «Вторичные» производственные затраты будут составлять лишь часть добавочных доходов, поэтому «вторичная» занятость будет меньше «первичной» и т.д. по принципу убывающей прогрессии. «Мультипликатор занятости» (М) – это коэффициент, показывающий зависимость занятости от суммы первоначальных инвестиций и он зависит от доли дохода, расходуемого на каждом этапе (К).
Кейнсианская идея «мультипликатора накопления» базируется на независимой переменной – предельной склонности к потреблению (МРС) и представляет собой коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличится прирост национального дохода (МNJ ) в результате первоначальных инвестиций (J).
Основные меры, предлагаемые Кейнсом по выводу экономики из состояния депрессии, связаны со стимулированием «эффективного спроса», поэтому его политику часто называют «концепцией управления спросом». Среди этих можно выделить следующее:
- Так как частному капиталу в условиях депрессии инвестировать невыгодно, необходим рост государственных капитальных вложений, которые сыграют роль «ключа зажигания» для запуска механизма мультипликатора накопления.
- Государство должно проводить так называемую политику «дешевых денег», т.е. обеспечить такое количество денег в обращении, которое бы позволило снизить процентную ставку. Этим фактически допускается инфляция, которую в те времена считали меньшим злом, чем безработица.
- Рекомендуется политика перераспределения дохода в пользу лиц с наибольшей склонностью к потреблению (лица наёмного труда) и к инвестированию (предприниматели).
- В области внешнеэкономической политики, не отрицая положительных сторон свободной торговли, Кейнс считал целесообразным закрывать границы пусть даже для более дешевых иностранных товаров, чтобы увеличить национальную занятость.
Отношение современников к книге «Общая теория занятости, процента и денег», выход которой означал революцию в экономической науке, был неоднозначен. В качестве основного недостатка выделялась статичность теории, анализ краткосрочного аспекта функционирования экономической системы. Кроме этого, кейнсианская экономическая политика способствовала усилению инфляционных процессов: государственные инвестиции, поддержание низкой ставки банковского процента требуют значительных бюджетных расходов, приводят к усилению дефицита государственного бюджета, а это – одна из основных причин инфляции.
Итак, основными чертами кейнсианской модели государственного регулирования являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет, создание обширного государственного сектора, широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Эта модель вписывалась в тенденции развития послевоенной экономики и она позволила ослабить циклические колебания в течении почти трех послевоенных десятилетий.
В середине 70-х годов условия воспроизводства резко ухудшились: циклические кризисы перепроизводства переплились со структурными (энергетический, сырьевой, экологический) и отраслевыми кризисами. Новым явлением были стагфляционные процессы: сочетание падения темпов экономического роста и инфляции.
Экономическая действительность рубежа 70-х–80-х г.г. отвергла аксиому кейнсианства – закон Филлипса – согласно которому, между безработицей и инфляцией существует обратная зависимость и они не могут расти одновременно. На практике инфляция стала сопровождаться стагнацией производства и снижением занятости. Рецептов решения этих новых проблем кейнсианская концепция государственного регулирования не давала. В этих условиях произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования экономики и сложилась новая, монетарная модель.