Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.
Экономическая теория рассматривает два различных способа координации такого выбора: стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный). Первый их них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям, передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки.
К таким системам относится рынок – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих строгое подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.
Проблемы экономической организации общества в каждом обществе решаются специальными методами, в традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев, религиозных воззрений и представлений. В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено.
Изменения, как правило имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы в силу соблюдения традиций и обычаев трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида. Как правило, в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация), а технический прогресс и инновации практически отсутствуют, религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью.
Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере чистого капитализма, то есть так называемого рынка чистой (свободной) конкуренции. Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею в такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом.
Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются. Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг, а также ресурсов, то есть всегда имеется свобода выбора. В результате все основные проблемы в такой системе решаются самостоятельно, то есть без участия государства.
Роль правительственного (централизованного) планирования вовсе отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся, вмешательство государства может оказаться вредным и опасным. Поэтому, в основном, правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В капиталистическом хозяйстве проблемы «Что», «Как» и «Для кого» – решаются главным образом с помощью системы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.
Административно-командная экономика является фактически диаметрально противоположной рыночной. Эту систему характеризует общественная собственность на средства производства и коллективное принятие всех экономических решений путем механизма централизованного планирования.
Все крупные хозяйственные решения связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции, а также с ее расширением и использованием, находит свое отражение в так называемом едином хозяйственном плане, а точнее — в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах.
В этой системе промышленных предприятий, являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикреплением поставщиков к потребителям.
Кроме того, в национальном масштабе экономики в целом, утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления. В соответствии с этими контрольными цифрами определялись темпы экономического роста страны.
Централизованное планирование в командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся гигантской иерархической системой, в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему лицу. Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего (рис. 3.2.).
На практике действие механизма централизованного планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам планов предприятий, нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы для производителей, снижению эффективности общественного производства.
Страны со смешанной экономикой: (США, Великобритания, Швеция, Япония, Южная Корея и т.д.) имеют отдельные черты, свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США ближе к чистому капитализму, но правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.
Кроме того, в США, а особенно в Швеции, государство активно влияет на перераспределение национального дохода, используя систему трансферных выплат населению и увеличивая доходы малоимущих.
В Великобритании в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия и профсоюзы. Профсоюзы вносят существенные возмущения в работу рыночного механизма.
Частная собственность и опора на рыночную систему, так же, как и общественная собственность и централизованное планирование существуют не всегда одновременно друг с другом. Например, в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность на средства производства, но она была поставлена под жесткий контроль.
В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную) собственность на ресурсы, и одновременно опирался на свободные рынки.
90% хозяйственной деятельности сосредоточено на частных фирмах, но правительство играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня дохода. Япония отличается высоким развитым планированием и координацией экономической деятельности как государственного, так и частного секторов экономики.
Рациональное решение триады основных экономических проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.