Для России XX век оказался полным драматических социально-экономических и политических потрясений, взлетов, падений. Сложными и противоречивыми были последние 10 лет.
«Последние десятилетия прошлого века – десятилетие глубоких преобразований – стало одним их сложнейших периодов в истории нашего государства.
Механическое заимствование чужих рецептов и ценностей привело к забвению собственного опыта и создало угрозу серьезного подрыва экономического и духовно-нравственного потенциала нации» считает Е.Строев (Вопросы экономики. 2001. — №6. – с.4).
До начала реформ Россия по своему научно-производственному потенциалу могла быть отнесена к группе развитых стран, а в результате реформирования оказалась отброшенной по большинству показателей в середину списка развивающихся стран. Трансформация экономики вызвала значительное сокращение производства до 50% ВВП (по некоторым отраслям даже больше), снижение жизненного уровня населения, (почти 40% населения находится за чертой бедности), резкую социальную дифференциацию.
После финансового кризиса 1998 г., можно сказать, обозначилась положительная динамика. Рост ВВП в 1999 году составил 5,3 %; в 2000 г.–8,3 %. По мнению известных экономистов, подъем носит неустойчивый характер и связан не с коренным переломом в экономике, а вызван конъюнктурными колебаниями: девальвацией рубля и повышением цен на российский экспорт: нефть, газ, металлы и т.д. Подтверждением тому могут служить проблемы, с которыми Россия столкнулась в начале 2002 г.
Экономический рост – важнейшее условие решения экономических и социально-демографических проблем России на данный момент, главная цель политики.
Преодоление глубокого трансформационного кризиса, модернизация экономики невозможны без значительных инвестиций. По мнению некоторых аналитиков, для обеспечения стратегии экономического роста России необходимо 200-300 млрд. долл. инвестиций. Прежде всего, следует ориентироваться на внутренние ресурсы страны, внешние инвестиции ограничены из-за неблагоприятного инвестиционного климата. В 2000 г. когда впервые после 1998 года инвестиции в основной капитал увеличились на17%, приток прямых иностранных инвестиций даже снизился.
Принимаемые правительством меры, а за последнее десятилетие XX века было принято более тридцати решений по иностранным инвестициям, не увенчались успехом.
По мнению некоторых экономистов, Россия дважды упустила реальные шансы на привлечение значительных иностранных инвестиций, во-первых, в период массовой приватизации 1993-1995; во-вторых, сразу после мирового финансового кризиса 1997-1998 г.г.
Некоторое увеличение объемов иностранного капитала связано с реинвестированием прибыли. Они по-прежнему сосредоточены в топливной и пищевой промышленности, практически обходят наиболее нуждающиеся в инвестициях отрасли национальной экономики: АПК, ЖКХ, машиностроения; финансовый сектор.
Рост иностранных инвестиций можно связывать с деятельностью отечественных финансово-промышленных групп, совместным предпринимательством.
Для краткосрочных иностранных финансовых активов, ориентированных на спекулятивные операции серьезных препятствий в России не наблюдается, но их нельзя рассматривать как источник устойчивого экономического роста.
Проблема ограниченности иностранных инвестиций является результатом не только собственно Российской экономической ситуации и правительственной политики. Анализ показывает, что кроме всего прочего после финансового кризиса 1997-1998 г.г. наметился перелом в движении международных прямых инвестиционных потоков.
Если в середине 90х годов наблюдался их значительный приток в развивающиеся страны, то в последние годы XX века он замкнулся внутри развитых стран и небольшой группы развивающихся стран (84%). Такая тенденция, является следствием глобализации и еще больше уменьшает шансы России на приток желанных иностранных инвестиций, так как по-прежнему сохраняется высокий инвестиционный риск, отсутствует унифицированная с потенциальными инвесторами правовая среда.
Необходимость кардинального изменения инвестиционного климата связана не только с иностранными инвестициями. Либерализация российской экономики на фоне процессов глобализации создает условия, при которых и национальные компании предпочитают вкладывать капитал за границей – «бегство от нестабильности». В 2000 году Россия превратилась в нетто-экспортера прямых инвестиций, при валовом оттоке капитала за границу на уровне 20-25 млрд. долл. в год, в процентном отношении к ВВП она аналогична развитым странам мира. С начала 90-х годов «бегство капитала» составило почти 250 млрд. долл.
В начале XXI в. износ основного капитала достиг критической точки, обновление осуществлялось крайне медленно, особенно в отраслях инфраструктуры. В решении этой проблемы возможности государства крайне ограничены, если учесть величину государственного бюджета и необходимость обслуживания внешнего долга, только в 2001 г. выплаты составили больше 36 млрд. долл., т.е. с середины 90-х годов на них уходит от 0,7 до 1,1 % ВВП по ППС (паритет покупательной способности.
Для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов финансовая система и рынки капитала в России должны быть таким образом реорганизованы, чтобы позволить свободно переливаться ликвидным активам из экспортных отраслей в обрабатывающие отрасли промышленности и другие сектора национальной экономики.
Переломить уже сложившиеся в процессе реформ тенденции развития страны чрезвычайно сложно, но возможно требуется лишь политическая воля, социальная консолидация, концентрация финансовых ресурсов в приоритетных отраслях, обеспечивающих экономический рост.