Первый вопрос «базовые понятия рынка» по существу представляет собой продолжение вопросов, изучаемых в рамках первой темы. Понятие рынка – одна из основных категорий экономической теории. Более полное и глубокое изучение этого вопроса является предметом изучения специального курса основ рыночной экономики.
Рассматривая закономерности спроса и предложения, необходимо иметь ввиду, что фактически эти закономерности на графиках имеют форму кривых, но в процессе изучения этого вопроса в ряде случае допустимо изображать их прямыми отрезками.
Вопросы 4 и 5 данной темы требуют усвоения основных положений теории предельной полезности. Следует твердо усвоить, о каком безразличии говорит кривая безразличия. В данном случае подразумевается получение одного и того же уровня суммарной полезности от одновременного потребления двух благ при различных количественных пропорциях между ними.
В упражнении 2 дается конкретный пример для усвоения свойств кривых безразличия. Полезно задать себе вопрос – почему кривая безразличия не может быть прямой линией? Для ответа требуется всего лишь разобраться в категории «предельная полезность».
Основные вопросы
- Базовые понятия рынка.
- Закон спроса и неценовые факторы спроса.
- Закон предложения и неценовые факторы предложения.
- Понятие полезности и потребительское равновесие.
- Кривые безразличия и бюджетные линии.
Дополнительные вопросы и упражнения
- Как различаются понятия «величина спроса» и «сам спрос»?
- Как влияет фактор времени на возможности предложения?
Выберите правильный ответ. - Тест. Понижение цен на бензин вызовет:
- сдвиг вправо кривой предложения автомобилей;
- сдвиг влево кривой предложения автомобилей;
- сдвиг влево кривой спроса на автомобили;
- сдвиг вправо кривой спроса на автомобили.
- Совпадают ли понятия «полезность» и «потребительная стоимость»?
- Совпадает ли оценка полезности товара разными потребителями?
- В чем различия между кардиналистами и ординалистами?
- Упражнение 1.
Студент ежемесячно получает 200 руб. на питание и развлечения. Цена условной единицы того и другого – 5 руб. Нарисовать бюджетную линию студента. Как изменится бюджетная линия в случае, если: - размер стипендии вырастет до 300 руб.;
- при неизменности цены единицы питания, цена единицы развлечения снизится до 4 руб.
- Упражнение 2.
Определить оптимальный набор товаров для этого студента, если имеются данные по трем кривым безразличия для тех же двух товаров, что и в упражнении 1. Координаты точек на кривых: