Безработица ведет к серьезным социально-экономическим последствиям. Во-первых, она представляет потерю части валового национального продукта, который для всех кто хочет и может работать. А.Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП от потенциального ВНП (ВНП при естественном уровне безработицы).
Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный на один процент, то отставание объема ВНП от потенциального составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5, позволяет определить абсолютные потери ВНП, связанные с безработицей.
Безработица снижает налоговые поступления в бюджет. Не поступает подоходный налог с заработной платы. Однако налоговое бремя на доходы, как правило, повышается для выплаты пособий по безработице.
Безработица имеет серьезные социальные последствия. Снижается жизненный уровень безработного и его семьи, ухудшается психологическое состояние безработного. Статистика западных стран показывает рост числа самоубийств в период высокой безработицы.
Потеря работы на длительное время может привести к потере квалификации и выбытию из состава рабочей силы. Эта категория безработных, как правило, пополняет ряды антисоциальных элементов – бомжей, преступников, наркоманов и т.п. Это обостряет социальную напряженность в обществе и при продолжительной массовой безработице может создать угрозу демократии. Опыт 30-х годов – Испания, Италия, Германия.
Отсюда функция государства – устранение налоговых последствий безработицы, регулирование занятости.
Фрикционную безработицу устранить невозможно, но ее можно сократить, совершенствуя информационные услуги. Основной трудностью сокращения структурной безработицы является отсутствие профессиональной мобильности рабочей силы. Этим излишним работникам нужно помочь перейти на работу, которая требует иной профессиональной подготовки. Создание центров занятости может решить эти проблемы.
Центры занятости выполняют следующие функции: осуществляют выплату пособий по безработице, оказывают помощь в поиске работы, организуют переобучение новым профессиям, оказывают психологическую помощь. Один из способов, которым государство могло бы поправить положение, это замедлить спад отрасли. Предоставляя субсидии, государство могло бы сократить рабочие места или модернизировать их.
Государство может предоставлять налоговые льготы тем предприятиям, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные и т.д.).
Государство имеет возможность создавать новые рабочие места, путем увеличения спроса. Оно может иметь бюджетный дефицит, может увеличить предложение денег и снизить учетные ставки, чтобы люди охотнее брали кредиты и тратили их. Такая политика может поддерживать высокий уровень занятости.