Современная материалистическая философия в качестве предельного основания бытия принимает материальное бытие.
Поэтому глубокое уяснение проблемы бытия его структуры предполагает прежде всего рассмотрение категории «материя».
В качестве исходного определения следует взять следующее определение: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Этапы формирования понятия материи
Формирование философского понятия материи прошло несколько этапов в своём развитии.
Первый этап – наглядно-чувственное представление. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, апейрон, воздух, огонь, и т.п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап — этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, атомами, комплексами их свойств, в том числе неделимости.
Так, в период с XVII – XVIII вв. и до конца XIX в. наука и философия склонялись к атомистической теории материи в её демокритовском понимании. Материя, согласно этой концепции, мыслилась в виде совокупности абсолютно плотных неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте.
Исходя из идеи атомистического строения материи, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Вплоть до XX в. большинство философов и естествоиспытателей ставили знак равенства между материей и веществом, точнее – одним из свойств вещества – массой.
Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Оно сформировалось в условиях кризиса вещественно субстратного понимания материи в начале XX века.
Известно, что на рубеже XIX- XX вв. в естественных науках был сделан ряд крупных открытий и на их основе происходит отказ от ранее сложившегося представления о материи. Разрушение атомистическо-механической картины мира получило название «кризис в физике». Преодоление кризиса было связано с формированием квантово-механической картины мира в естествознании. Выход из методологического кризиса в философии состоял в переосмыслении самого понятия «материя». Необходимо было провести различие между философским понятием материи и естественно-научным представлением о её строении и свойствах.
С этой целью В.И.Лениным в книге «Материализм и эмпириокритизм» было дано следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Полн. собр. соч.,Т.18.,С.131). В этом определении выделено два основных признака:1-й – материя существует независимо от сознания; 2-й – она отображается ощущениями.
Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира. Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» ещё не даёт явного знания о том, как структурирована материя. Но отсутствие указания на конкретные свойства предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определённой, пусть и очень сложной структурой.
Четвёртый этап – этап философского субстанционально — аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине XX столетия, как реакция на сведение понятия материи лишь к одному её свойству – «объективной реальности» – данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки этой концепции можно обнаружить ещё в философии природы Спинозы, в которой материи были присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление.
В современных исследованиях принято различать онтологический и гносеологический аспекты изучения материи.
С онтологической стороны вопроса материя есть субстанция (от лат. substanzia – «сущность, то, что лежит в основе» ).
Понятие «субстанция» позволяет развернуть атрибуты материи, модусы и более чётко уловить демаркацию (размежевание)с идеализмом .
Гносеологический аспект представления о материи как об объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, не только содержит в себе момент связи этой реальности с сознанием, свидетельствуя о производности сознания, но и включает в себя установку на прослеживание разных модификаций объективной реальности, ведущих к порождению сознания.
Но философско-гносеологический угол зрения не способен охватить всё многообразие понятия материи.
Если гносеологическая сторона является исходной, «начальной», то субстанциональная – базисной, основополагающей.
Атрибуты материи
В рамках различных дисциплин наши знания о строении материи и её свойствах углубляются и расширяются, не имея возможности (в силу неисчерпаемости свойств материи) обрести абсолютную, законченную форму.
Фундаментом современных научных представлений о строении материи служит идея сложной системной организации.
Универсальными способами существования материальных предметов, связей, явлений являются движение, пространство и время .
Материя неуничтожима и в количественном, и в качественном отношениях.
Все формы, т.е. формы движения и уровни структурной организации материи, которые уже известны (а наука, несомненно, обнаружит ещё новые), заключены в самой материи, внутренне ей присущи, связаны между собой и способны при определённых условиях переходить друг в друга.
Материя неотрывна от движения, разнообразия, самоорганизации.
Движение – это способ существования материи .
В мире конечных вещей движение абсолютно, а покой относителен.
Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение – основа существования вещей, их целостности и структуры.
Вместе с тем, движение – основа изменчивости и многокачественности вещей.
Ф. Энгельс высказал идею, что каждый вид материи обладает присущей ей специфической формой движения.
Между формами движения существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на базе низших, но не сводимы к низшим и качественно специфичны.
В науке широко используется представление о структурных уровнях материи, конкретизирующих формы движения и виды материи.
Пространство и время представляют собой формы, выражающие определённые способы координации материальных объектов и их состояний.
Пространство – отношение протяжённости и сосуществования вещей, их взаимодействия.
Время – отношение длительности и последовательности вещей друг за другом.
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи: субстанциональная и реляционная (от relatio – «отношение»).
Субстанциональный подход к объяснению пространства имеет место в механистической картине мира, где пространство рассматривается как определённая субстанция, существующая наряду с материей.
Так, согласно Ньютону , мир есть материя и пустота.
Если можно было бы из него полностью убрать материю, то осталась бы пустота, то есть пространство.
Но по мере развития науки выяснилось, что пустоты как таковой не существует: каждая точка Вселенной занята каким-либо видом материи – веществом или полем.
В такой картине мира приходится рассматривать пространство как среду существования объекта.
А время понимается как абсолютная и неизменная мера длительности, одинаковая для измерения всех процессов во Вселенной.
Реляционный подход понимает пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.
Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими.
При этом подходе пространство и время выступают как общие формы координации материальных объектов и их состояний.
Соответственно допускается и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи.
К свойствам пространства относятся протяжённость, однородность и изотропность, трёхмерность.
Время обычно характеризуется следующими свойствами: длительность, одномерность, необратимость, однородность.
В современной науке ряд позитивистки настроенных учёных придерживаются субъективистского взгляда на пространство и время, основы которого заложил И.Кант .
Кант полагал, что пространство — это неизменное свойство сознания структурировать (оформлять) образы и ощущения по определённым законам.
Сознание также упорядочивает информацию в виде последовательного расположения её единиц (образов, ощущений) – что человек называет временем.
В наше время проблема пространства и времени продолжают активно разрабатываться.
Делаются попытки определить «ход» времени в рамках разных материальных систем, систем различного уровня организации.