История представляет собой сложное, многоплановое явление. Историю считают одной из древнейших наук. Ей около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни).
Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Он путешествовал по Египту и Месопотамии и оставил подробные описания городов, обычаев, быта многих народов Востока. Геродот первым написал книгу, которая так и называлась «История».
Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. В ее руках свиток и грифельная палочка символизируют то, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все должно быть зафиксировано для потомков.
В понимании древних греков история представляла собой процесс «расследования», «узнавания», «установления» подлинных событий и фактов. В эпоху Возрождения под историей нередко понимали разновидность литературы, функцией которой было установление и фиксирование истины.
История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом – это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: «История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека».
Долгое время история считалась органической частью общей системы знаний и не выделялась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Она существовала и развивалась в тесной связи с мифологией, религией, литературой, географией, политической теорией, философией.
Дохристианские историки представляли историю цикличной (возвратной, повторяющейся), как природные циклы смены времен года, дня и ночи. Линейная направленность времени от прошлого к будущему стала общепринятой только в христианской истории. Отсчет времени начинался с мифической даты «сотворения мира».
Привычная сегодня трехзвенная периодизация (Античность – Средние века – Новое время) окончательно утвердилась только в XVII в. Собственно наукой по мере накопления фактов и научных методов исследования история становится на рубеже XVIII-XIX вв.
Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.
Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе «Опыт систематической энциклопедии знаний». Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные – на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные – на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь «исторические» науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.
В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:
- «Теорематика» – «науки о пределах возможностей или о законе» (математика, физика, химия, биология, психология, социология).
- «История» – «науки о реализованных возможностях или фактах» (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).
- «Каноника» – «наука о возможностях, реализация которых была бы благом или об идеальных правилах поведения» (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).
Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.
История как наука – это развитие человеческого общества во всем его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).
Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в «общий рынок» общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, – явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.
История как наука опирается на факты. В переводе с латинского языка слово «факт» обозначает то, что произошло, совершилось. Необходимую совокупность фактов историки собирают, пользуясь разнообразными источниками.
Понятие «источник» входит в научный оборот в начале XIX в. Исторический источник – это историческая категория для обозначения информации о прошлом и настоящем, которая отражает состояние и развитие общества и сознания, человеческую деятельность и ее результаты и служит основой для их научного изучения.
Существуют разные классификации исторических источников. Например, Л.Н. Пушкарев, историк и филолог, выделяет следующие семь типов источников:
- письменные;
- вещественные;
- этнографические;
- устные;
- лингвистические;
- фото-кинодокументы;
- фонодокументы.
В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам:
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
- художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
- изобразительно-графические;
- изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
- разговорная речь;
- памятники устного творчества (фольклор);
- письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
6. Звуковые или аудиальные источники. Это звуки в широком и узком смысле.
Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:
- Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
- Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, т.к. иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.
По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.