История как наука

Все предметы Всеобщая история мира История как наука

История представляет собой сложное, многоплановое явление. Историю считают одной из древнейших наук. Ей около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни).

Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Он путешествовал по Египту и Месопотамии и оставил подробные описания городов, обычаев, быта многих народов Востока. Геродот первым написал книгу, которая так и называлась «История».

Геродот

Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. В ее руках свиток и грифельная палочка символизируют то, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все должно быть зафиксировано для потомков.

В понимании древних греков история представляла собой процесс «расследования», «узнавания», «установления» подлинных событий и фактов. В эпоху Возрождения под историей нередко понимали разновидность литературы, функцией которой было установление и фиксирование истины.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом – это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: «История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека».

Долгое время история считалась органической частью общей системы знаний и не выделялась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Она существовала и развивалась в тесной связи с мифологией, религией, литературой, географией, политической теорией, философией.

Дохристианские историки представляли историю цикличной (возвратной, повторяющейся), как природные циклы смены времен года, дня и ночи. Линейная направленность времени от прошлого к будущему стала общепринятой только в христианской истории. Отсчет времени начинался с мифической даты «сотворения мира».

Привычная сегодня трехзвенная периодизация (Античность – Средние века – Новое время) окончательно утвердилась только в XVII в. Собственно наукой по мере накопления фактов и научных методов исследования история становится на рубеже XVIII-XIX вв.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе «Опыт систематической энциклопедии знаний». Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные – на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные – на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь «исторические» науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

  1. «Теорематика» – «науки о пределах возможностей или о законе» (математика, физика, химия, биология, психология, социология).
  2. «История» – «науки о реализованных возможностях или фактах» (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).
  3. «Каноника» – «наука о возможностях, реализация которых была бы благом или об идеальных правилах поведения» (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

История как наука – это развитие человеческого общества во всем его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в «общий рынок» общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, – явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История как наука опирается на факты. В переводе с латинского языка слово «факт» обозначает то, что произошло, совершилось. Необходимую совокупность фактов историки собирают, пользуясь разнообразными источниками.

Понятие «источник» входит в научный оборот в начале XIX в. Исторический источник – это историческая категория для обозначения информации о прошлом и настоящем, которая отражает состояние и развитие общества и сознания, человеческую деятельность и ее результаты и служит основой для их научного изучения.

Существуют разные классификации исторических источников. Например, Л.Н. Пушкарев, историк и филолог, выделяет следующие семь типов источников:

  1. письменные;
  2. вещественные;
  3. этнографические;
  4. устные;
  5. лингвистические;
  6. фото-кинодокументы;
  7. фонодокументы.

В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам:

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники:

  • художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
  • изобразительно-графические;
  • изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

  • разговорная речь;
  • памятники устного творчества (фольклор);
  • письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

6. Звуковые или аудиальные источники. Это звуки в широком и узком смысле.

Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:

  1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
  2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, т.к. иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Сохранить или поделиться
Вы находитесь здесь:
Все предметы Всеобщая история мира История как наука

Онлайн курсы лекций и теория по техническим и гуманитарным предметам, выполнение учебных работ студентам очного, заочного и дистанционного обучения

Написание учебных работ студентам