Чтобы адресат (слушатель) правильно декодировал речь оратора, адекватно воспринимал её и был заинтересован в получении информации, речь выступающего должна обладать соответствующими коммуникативными качествами.
К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на слушателя, относятся: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность, информативность речи.
Точность речи определяется умением чётко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и норм русского литературного языка. Если говорящий не употребляет слова в несвойственном им значении, правильно употребляет паронимы, омонимы, понимает и чувствует контекстную многозначность слова, его речь будет характеризоваться точностью.
Понятность речи связана с её действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного запаса языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости – это термины, профессионализмы, иностранные слова, не получившие широкого распространения.
Для того чтобы быть понятым, оратор должен соблюдать законы формальной логики. Первый закон логики – закон тождества – гласит: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание», т.е. во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.
Второй закон логики – закон противоречия – сформулирован Аристотелем: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными».
Третий закон – закон исключённого третьего: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное.
Закон достаточного основания: «Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание».
Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов»: значит, понимаете, собственно говоря, так сказать, вот, видите ли, да, так и т.п. Они не только засоряют речь, но и затрудняют её восприятие. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью.
Информативность речи – это одно из важных средств логического убеждения адресата в справедливости мыслей автора. Информационная речь содержит сведения, которые, по замыслу оратора, имеют новизну и поэтому представляют ценность для аудитории.
Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Богатство индивидуального словаря, который достигает 11-13 тысяч слов, даёт возможность разнообразить речь, придать ей точность и чёткость.
Выразительность речи усиливает её эффективность, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка. К ним относятся: пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова, тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), фигуры (антитеза, инверсия, повтор и т.д.) и многие другие риторические средства выражения мыслей (образ, рассказ, разъяснение, рафинирование, или обобщающий повтор, призыв, цитирование, перекрещивание, промедление, повышение напряжения, неожиданность, игра слов, намёк, описание, или парафраза, парадокс, постановка возражения, риторический вопрос и др.).
Средства речевой выразительности >
Русский язык и культура речи >