Культура речи – это область духовной культуры, связанная с применением языка, это качество речи, обеспечивающее эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.
В культуре речи соединяется язык и опыт применения языка. Традиция речевого пользования переводится в область ценностных характеристик: одни средства языка и речевые приёмы выделяются и рекомендуются в виде образцов для подражания, другие не рекомендуются как социально осуждаемые или непрестижные.
Следовательно, в основе понятия культуры речи лежит понятие нормативности. Правило, правильность, норма – это центральные понятия культуры речи, действующие во всех её сферах.
При освоении культуры родной речи человек имеет четыре ориентира: нормы литературного языка, совокупность этических установлений своего народа, совокупность целей и обстоятельств общения, а также национальное представление о красоте речи. В каждом конкретном случае говорящий должен учитывать не один, а все четыре ориентира одновременно.
Языковой компонент культуры речи охватывает правила предпочтения литературной языковой единицы, т.е. круг обязательных норм литературного языка (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; который час, а не сколько время). Для того чтобы осуществить этот выбор, необходимо иметь представление о делении национального языка на литературный язык и нелитературные разновидности (диалекты, просторечие, жаргоны).
Вторая часть языкового компонента связана с правилами выбора одного из вариантов в пределах литературного языка – того варианта, который больше всего соответствует определённой сфере употребления (в разговорной речи допускается картошка: копать картошку; а в деловой – картофель: закупка картофеля). Правильный выбор таких вариантов может осуществить человек, имеющий представление о функциональных стилях речи и эмоционально-экспрессивном расслоении языковых единиц.
Этический компонент культуры речи связан с выражением нравственного кодекса народа, этики взаимных отношений в различных речевых ситуациях (общение взрослых в официальной или бытовой обстановке; обращение младшего к старшему; правила приветствия мужчины и женщины и т.д.).
Коммуникативный компонент реализуется в том влиянии, которое оказывает на речь обстановка общения, ситуация, приспособление речи к возможностям адресата.
Эстетический компонент связан с укоренившимися в отечественной культуре представлениями о том, что красиво и что некрасиво в речи. Эстетический компонент представляет такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. А норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период его развития в письме и говорении.