Важным фактом русской истории XVII в. стала церковная реформа, связанная с патриархом Никоном. Результатом ее стал раскол русской православной церкви.
В понимании сущности Раскола в литературе существуют две основные традиции. Основоположником первой из них стал А. П. Щапов, который характеризовал Раскол как движение социального протеста, принявшее религиозную форму. Взгляды А. П. Щапова поддерживали и развивали Н. Я. Аристов, В. Б. Андреев, Н. И. Костомаров. В дальнейшем понимание раскола как социально-политического движения в религиозной форме стало общераспространенным в историографии советского периода.
Другое понимание Раскола как религиозно-церковного явления характерно для С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Е. Е. Голубинского, А. В. Карташева.
Каковы были причины проведения церковной реформы? В современной литературе обращается внимание на следующие из них:
- Церковная реформа была вызвана необходимостью укрепления дисциплины, порядка, нравственных устоев духовенства;
- Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовала введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире;
- Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.
Следует обратить внимание на то, что еще до начала реформы в московском обществе сложились два течения, одинаково отстаивавшие необходимость видоизменения некоторых церковных обрядов и редактирования богослужебных книг.
Разница же между ними заключалась в том, что если представители одного из направлений считали необходимым при их проведении следовать греческим образцам, то другие полагали, что следует ориентироваться на древнерусские правила и обряды. В 1653 – 1655 гг. патриарх Никон, пользовавшийся доверием царя Алексея Михайловича и заручившийся его поддержкой, произвел свою знаменитую реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.
Среди нововведений, принятых патриархом Никоном и церковным собором в 1654 г., были следующие: замена при совершении крещения двуперстного крестного знамения на троеперстное, произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а трижды, совершение крестного хода не по ходу Солнца, а против него. И хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали основ православного вероучения, они воспринимались как посягательство на саму веру.
Реформы вызвали протест со стороны части общества. Церковь раскололась на приверженцев патриарха (никонианцев) и старообрядцев (раскольников), отказывавшихся признать реформу Никона и выступавших за возврат к дореформенным порядкам. Во главе старообрядческого движения выступил протопоп Аввакум.
На стороне противников реформ выступали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. Первые из них опасались крайнего усиления власти царя и патриарха, ущемления своих прав и привилегий. Иерархи церкви опасались, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в обществе.
Народные массы видели в ревнителях людей, протестующих против власть имущих, от которых шло угнетение простого народа, социальных низов; под «религиозной оболочкой» здесь, как это нередко бывало и прежде, скрывался антифеодальный протест, выражались оппозиционные настроения.
Протест раскольников выражался в разных формах: открытые восстания, уклонение от повинностей, неподчинение властям, самосожжения. О масштабности участия в них населения свидетельствует, в частности, хотя бы тот факт, что за 20 лет (1675 – 1695) в 37 «гарях» (самосожжениях) добровольно лишили себя жизни до 20 тысяч раскольников. Наиболее мощно протест против реформы проявился в Соловецком восстании 1668 – 1676 гг.
Сюда, в далекую обитель, не признававшую никонианства, стекались противники реформ. Обладая мощными стенами и значительным запасом продовольствия, Соловецкий монастырь восемь лет успешно выдержал осаду царских войск. Лишь благодаря предателю царским войскам удалось через тайный лаз проникнуть в крепость и подавить мятеж.
Священный собор 1666 – 1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Собор приговорил отдать сторонников Аввакума в руки «градских властей». Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск, в низовье Печоры, и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.
Что же касается Никона, то еще в 1658 г. произошел его разрыв с царем. Святейший патриарх демонстративно покинул столицу. Церковный собор 1666 г. с участием александрийского и антиохийского патриархов и представителей двух других – константинопольского и иерусалимского, сместил Никона с патриаршего поста. Свергнутого патриарха сослали в Ферапонтов монастырь. Уже во время царствования Федора Алексеевича Никон незадолго до своей смерти был возвращен из ссылки.
Церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, отразившим тенденции к централизации и определенной унификации церковной жизни и повлекшим за собой существенные последствия.
Важнейшим из них стал подрыв внутренней силы, духовного авторитета и идейного влияния православной церкви. Нельзя не согласиться с мнением В. О. Ключевского о том, что раскол способствовал стремительному распространению западного влияния.