Восемнадцатый век начался с реформ Петра I. Личность последнего и его реформы всегда привлекали пристальное внимание историков. В отечественной исторической науке по оценке деятельности Петра I сложились два направления: апологетическое и критическое.
Для представителей первого направления характерно стремление к восхвалению личности Петра I и проводимых им реформ, оправданию всех его поступков и действий.
Основными аргументами историков-апологетов являются следующие:
- Реформы Петра I были подготовлены всем ходом социально-экономического и политического развития страны.
- В результате проведения этих реформ Россия превратилась в великую европейскую державу.
Среди историков, относящихся к этому направлению можно выделить, к примеру, Соловьева (дореволюционный период) и Павленко (современный исследователь).
Историки второго направления, не отрицая положительных сторон в петровских преобразованиях, тем не менее в целом критически оценивают деятельность Петра I. Основными аргументами при этом выступают следующие:
- Реформы Петра I сопровождались разрывом с традиционной русской культурой, бытом.
- В результате реформ усилилось крепостное право и Россия превратилась в военно-полицейское государство.
Среди историков, относящихся к этому направлению, из числа дореволюционных выделим Карамзина, а из современных исследователей Анисимова.
Наличие этих двух диаметрально противоположных оценок не является случайным, а объясняется противоречивостью как самой личности Петра I, так и его реформ. Что касается, к примеру, личности царя, то в нем уживались различные качества: будучи наделен от природы сильным воображением и умом, он в то же время был крайне невоспитан; демократичный в обращении с людьми, Петр по отношению к ним был груб и бестактен; заботясь о благе государства и подданных, он нередко допускал произвол и насилие и т.д. Такая же противоречивость характерна и для петровских преобразований.
Охарактеризуем вкратце реформы Петра I. Начнем с военной реформы. В ходе последней упраздняются стрелецкие полки и на основе рекрутских наборов (1 рекрут с 20 дворов) создается регулярная армия общей численностью в 200 тыс. чел. Кроме этого, появляется военно-морской флот, состоящий из более 800 крупных и мелких судов.
Обращаясь к другой реформе, административной, отметим, что упраздняется Боярская дума и приказы и учреждаются Сенат и коллегии (центральные органы отраслевого управления вместо приказов). В ходе этой реформы было положено начало организации гражданской службы (Табель о рангах – 14 рангов, или чинов), административному делению страны на губернии ( при Петре I – на 8 губерний).
В ходе следующей реформы, финансовой, была отменена подворная подать и введена подушная, в соответствии с которой подать взималась с лиц мужского пола вне зависимости от возраста. Кроме этого, резко увеличивались косвенные налоги. Петром I была даже учреждена должность так называемых прибыльщиков, которые обязаны были изобретать новые налоги.
В результате всех этих мер доход казны увеличился с 2,5 млн. руб. до 10 млн. руб., правда это было достигнуто за счет разорения практически всех слоев общества. Что касается церковной реформы, то в процессе ее проведения была упразднена должность патриарха, а вместо него РПЦ стала управляться духовной коллегией – Синод (фактически же – самим императором через обер-прокурора, который состоял в Синоде). В результате реформы произошло огосударствление церкви, которая отныне превратилась в часть государственной машины.
Такой колоссальный удар по церкви не наносился никем ни до, ни после (даже считая большевистский режим). Церковь, превращенная в часть государственного механизма, отныне автоматически должна была разделять ответственность за проводимую властями политику. Петр I покусился даже на святая святых РПЦ – тайну исповеди.
В соответствии с распоряжением императора под страхом уголовного наказания все прихожане обязывались дважды в год исповедоваться, а принимающие исповедь священники принуждены были доносить в государственные учреждения обо всем, что им становилось известным и могло представлять какой-то интерес. Характеризуя преобразования Петра I в сфере экономики, отметим, что за время царствования последних количество мануфактур увеличилось с 20 до 200.
Наконец, касаясь реформирования в сфере культуры, просвещения, перечислим некоторые из петровских нововведений: новый календарь, гражданский шрифт, первая газета, учреждение ассамблей, европейский костюм и т.д.
Рассмотрев вкратце реформы Петра I, попытаемся определить, являлись ли они вестернизацией страны или же модернизацией, подготовленной предшествующим развитием России. Для решения этой проблемы сопоставим направленность петровских преобразований и западноевропейской модернизации. Рассмотрим, что такое модернизация в европейском варианте:
- В социальной сфере: разрушение корпоративной структуры общества; индивидуализация социальной жизни; четкая специализация людей по видам деятельности; социальное положение определяются усердием, образованием, личными качествами человека.
- В экономической сфере: утверждение частной собственности и свободы предпринимательства; создание саморазвивающейся и самоподдерживающейся экономики.
- В политической сфере: переход к светскому государству; утверждение принципа разделения властей; включение население в политический процесс через систему выборов, через партийную деятельность; формирование гражданского общества.
- В духовной сфере: разделение гражданской и духовной жизни; секуляризация образования; свобода совести, свобода творчества.
Рассмотрев, что представляла собой модернизация в европейском варианте, отметим направленность петровских преобразований:
- В социальной сфере: хотя в сословно-корпоративной структуре происходили серьезные изменения (к примеру, исчезло боярство), тем не менее корпоративность не только не разрушалась, а, наоборот, укреплялась; продолжается сохраняться коллективизм, стремление к уравнительности, осуждение и неприятие индивидуализма; укрепление крепостного права.
- В экономической сфере: огосударствление хозяйственной и торговой деятельности; укрепление государственного сектора в экономике; развитие экономики под контролем государства.
- В политической сфере: переход к светскому государству, сопровождающийся усилением центральной власти и установлением военно-полицейского режима.
- В духовной сфере: установление контроля государства над духовной жизнью.
Сопоставляя направленность преобразований в западноевропейском варианте с реформами Петра I, видимо, можно согласиться с мнением, высказанным в свое время историком – декабристом Фонвизиным: «Если Петр старался вводить в Россию Европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона.
Дух же этой цивилизации – дух законной свободы и гражданственности – был ему, деспоту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоинства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным им за границей».
Анализируя в целом преобразования Петра I, следует подчеркнуть, что они явились модернизацией страны, осуществлявшейся на основе традиционных представлений и ценностей. В этой связи трудно согласиться со славянофилами, утверждавшими, что реформы Петра I свернули Россию с естественно-исторического пути развития.
В самом деле, усиление роли государства в жизни общества, укрепление крепостничества и т.д. – все эти тенденции проявлялись и в допетровской Руси. Правда, в обычном режиме развития общества эти тенденции не проявлялись столь очевидно, как это было в петровский период, когда в короткий срок происходили масштабные преобразования.