В отечественной исторической науке сложились различные интерпретации событий рассматриваемого период. Советские историки рассматривали это время как период поступательного развития советского общества, роста авторитета СССР в мире и распространения идей социализма.
В рамках последнего успешно решаются задачи, связанные с восстановлением разрушенного в ходе войны народного хозяйства, завершением строительства в стране социалистического общества и постепенным повышением уровня благосостояния народа.
Вместе с тем, историки этого направления отмечали наличие неантагонистических противоречий, присущих сформировавшейся в СССР модели социализма. Снижение темпов социально-экономического развития страны, наметившееся с начала 70-х гг. характеризовалось как «застой».
Историки, относящиеся к либеральному направлению, характеризуют это время как период дальнейшего развития тоталитаризма в СССР. Они обращают внимание на высокую цену послевоенного восстановления экономики страны.
Эти историки отмечают, что с середины 50-х гг. тоталитаризм начинает трансформироваться в авторитаризм. Последний отличается от первого тем, что в нем отсутствует режим личной диктатуры. Ослабление послесталинского времени видится как попытка сохранения на плаву режима при смягчении его крайностей. Поскольку без этих «крайностей», составляющих саму сущность тоталитарной системы, она не могла функционировать, начинается период стагнации, сбоев и нарастания противоречий, эрозии тоталитаризма.
В годы войны СССР понес огромные людские и материальные потери. Согласно последним данным, СССР в годы войны потерял 27 млн. чел. Что касается материальных потерь, то они выражаются в следующих цифрах: разрушено 1710 городов и поселков городского типа, 32 тыс. промышленных предприятий, более 70 тыс. сел и деревень, 65 тыс. км. железных дорог.
Несмотря на трудности, уже к началу 50-х гг. было восстановлено и построено только крупных предприятий – 6200. В 1950 году промышленное производство превысило довоенный уровень на 73%. Вместе с тем эти успехи были достигнуты на фоне отставания в развитии легкой и пищевой промышленности и стагнации сельского хозяйства.
После окончания войны в обществе зрело понимание необходимости перемен. Это понимание принесли с собой фронтовики, освобождавшие Европу (некоторая аналогия напрашивается с декабристами). Критическое осмысление прошлого опыта происходило и в самой партии, что нашло отражение в набросках новой программы ВКП(б), которую планировалось подготовить к концу 1947 г.
В проекте программы содержались пункты, предусматривавшие ограничение пребывания на руководящих партийных должностях, соревновательность кандидатов на выборах в Советы, недопустимость подмены политического партийного руководства административным и другие положения, ведущие к демократизации партии и общества.
Однако в сталинском окружении возобладала установка на возврат к прежним методам управления. Начались гонения на интеллигенцию, была развернута кампания борьбы с комполитизмом, преклонением перед буржуазным Западом, возобновились репрессии. В политической сфере напоминанием о том, что все остается неизменным, явились «Ленинградское дело», «Мингрельское дело» и «Дело врачей».
Почти сразу после окончания Второй мировой войны начинается «холодная война» – война без ведения боевых действий. Суть ее – конфронтация политическая, экономическая, идеологическая СССР и Запада, балансирование на грани войны. Что касается причин возникновения «холодной войны», то следует выделить 2 главные из них:
- взаимная подозрительность и недоверие друг к другу СССР и стран Запада;
- односторонние действия как СССР, так и бывших его союзников по антигитлеровской коалиции без учета интересов противоположной стороны.
Проявлениями «холодной войны» стали создание системы военных баз, военных блоков (В 1949 г. – Североатлантический блок – НАТО под эгидой США и ОВД – Организация Варшавского Договора под эгидой СССР в 1955 г.), гонка вооружений, в том числе и ядерных, развязывание локальных военных конфликтов (война в Корее).
В послевоенный период образовалась мировая система социализма, куда наряду с СССР вошли страны Восточной Европы. Политическая и экономическая зависимость восточноевропейских стран от СССР явилась причиной реализации в них советской модели социализма.
Поворотным событием в послевоенной истории страны явилась смерть Сталина в 1953 г. Вслед за этим развернулась борьба за власть. Эта борьба длилась с 1953 по 1958 гг. В итоге власть сосредоточилась в руках Хрущева. С именем Хрущева связана частичная либерализация политического режима в стране. Не случайно этот период получил название «оттепели».
В рамках последнего начинается процесс десталинизации страны: прекратился массовый террор, началась реабилитация жертв сталинских репрессий. Важнейшим событием в этой связи стал ХХ съезд партии в 1956 г., на котором Хрущев выступил с критикой культа личности Сталина.
Критика носила ограниченный и конъюнктурный характер. Это проявлялось в том, что деятельность Сталина отделялась от строительства социализма и тем самым, по сути, оправдывалась административно-командная система; не был вскрыт весь масштаб репрессий; не был поставлен вопрос о личной ответственности за репрессии исполнителей террора.
На период «оттепели» приходятся также различные преобразования, затронувшие, главным образом, сельское хозяйство. В 1953–1955 гг. был принят целый ряд мер, направленных на улучшение ситуации в деревне: увеличение финансирования сельского хозяйства; снижение налога; повышение закупочных цен; списание задолженности с колхозов; снятие ограничений с личных подсобных хозяйств и т.д. Эти меры дали экономический эффект.
Деревня стала постепенно подниматься на ноги. Однако в последующем, после снятия Маленкова, реформирование деревни пошло в несколько ином направлении. Еще в 1954 г. с подачи Хрущева было предложено решение зерновой проблемы в стране за счет освоения целинных и залежных земель на Урале и в Казахстане (это был опять-таки все тот же экстенсивный путь развития с/х).
Хотя целина в первые несколько лет дала большой прирост урожая, однако потребовала больших капиталовложений, техники, материалов, трудовых ресурсов, затрат, которые в дальнейшем себя не окупили. К тому же были распаханы пастбищные угодья, которые на протяжении столетий использовались в животноводстве.
На протяжении второй пол. 50-х годов было принято ряд мер, способствовавших ухудшению положения в с/х, в том числе:
- реорганизация МТС;
- так называемая «кукурузная эпопея» (попытка насадить повсеместно кукурузу, что не принесло ожидаемого эффекта и одновременно повлекло к снижению производства традиционных зерновых культур);
- принятие авантюристического лозунга «Догоним и перегоним Америку по производству мяса и молока», попытка реализации которого нанесла страшный удар по с/х.
В результате всех этих непродуманных мер с/х к началу 60-х гг. оказалось в кризисном положении. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за границей.
В 1964 г. после смещения Н.С. Хрущева пост первого секретаря ЦК КПСС занял Л.И. Брежнев. Он был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников, расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей. К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.
Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой.
Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) – область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис. Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав.
Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных и советских кругах (прежде всего в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция, очковтирательство. Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с диссидентами. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.
В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан в 1979 г.