В методологии истории существуют три главные парадигмы. Первая – натуралистическая или позитивистская, господствовала до конца XIX в. Она была ориентирована на поиск точного знания и закономерностей в историческом развитии.
Вторая – антинатуралистическая или неокантианская, просуществовала до 70-х гг. XX в. Она утверждала, что исторический процесс состоит из уникальных событий и явлений, не подчиняющихся каким-либо закономерностям. Нужно изучать только особенное и индивидуальное.
Третью парадигму предложили в конце XX в. постмодернисты. Их методологические концепции получили разные названия – «постструктурализм», «лингвистический поворот», «археология или генеалогия знания».
Мир рассматривается как хаос, лишенный причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Поэтому историческое знание доступно только интуитивному поэтическому мышлению с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями. Эта парадигма призывает не объяснять изучаемые явления, а описывать отдельные эпизоды и события.
Российский историк науки О. Медушевская предлагает парадигму «когнитивной» (от латинского слова познание, изучение) истории. Логика заключается в следующем:
Поведение и все результаты деятельности человека обусловлены его мышлением; наши предки оставили следы – интеллектуальные продукты или «вещи», которые возможно правильно интерпретировать, только поняв особенности их мышления.