Вышесказанное о смысложизненной природе человека позволяет понять все значение проблематики смысла жизни человека.
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека.
Не о том, почему?, а о том, для чего? живет человек.
С незапамятных времен этот вопрос занимал человека.
Есть, пишет известный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопрос философии.
Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.
Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно.
Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла.
Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесённое с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной митовацией поступков.
Смысл жизни – личностное осознание своего места в мире, свободное целеполагание личностью своей деятельности и волеизъявление его как морального существа, несущее также эмоциональную окраску и сопровождающееся эстетическим восприятием окружающего мира, человеческих взаимоотношений.
Смысл жизни может пониматься как с рационалистических, так и с иррационалистических позиций; как сугубо нравственная проблема (Кант) и проблема реализации содержания некого мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и как деятельностное осуществление себя личностью в процессах опредмечивания и распредмечивания.
Миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого «Я», в том числе и бессознательного (архетипы К.Юнга), отдельные эмоционально-волевые качества (воля к жизни, воля к власти), сфера разума, индивидуальная жизнь и метафизическое «всеединство», история и культура, то есть всё то, что мы рассматриваем как факторы определяющие сущность человека.
Существование – это возможность, способ реализации человеком своей сущности, понимаемой им определённым образом.
Задача культуры состоит в том, чтобы обеспечить единство, адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможность обрести человеку подлинную свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве.