Человек с точки зрения философии

Помощь студентам

Человеком надо стать!

Проблема человека – ключевая проблема философии.

Человеку крайне важно разобраться в самом себе, так как именно он, человек, придаёт значение проявлениям мира, превращает события в факты, исходя из своих потребностей и целей.

Человек – единственное существо, которое только по факту своего рождения не принадлежит ещё к своему роду, роду человеческому.

Человеком надо стать!

Смысл человеческого бытия

Начиная рассмотрение проблемы смысла человеческого бытия, вспомним определение человека, данное Э. Кассирером: человек прежде всего животное символическое, живущее в новой, созданной им самим реальности — символическом универсуме, состоящем из бесчисленного множества символических нитей, на которые опирается каждый из составляющих эти нити символов.

Символ многозначен, «бесконечен и бездонен», не столько концентрат знания, сколько указание, обозначение определенной направленности, «план, проект или программа жизнедеятельности» (М. Бахтин).

Содержание смысла несводимо к значению понятия, т.е. к простой репрезентации предмета в знании.

Смысл выражает не значение, а значимость.

«Значение» отвечает на вопрос: что это? что это такое?

«Смысл» – на вопрос: для чего? для какой цели?

Смысл не только указывает, но указывает, имея в самом этом указании некую цель.

Человек поэтому, будучи «символическим животным», всегда есть смысложизненное существо.

Смысложизненность есть его подлинная природа.

Совокупность жизненных смыслов личности составляет его мировоззрение.

И хотя мировоззрение не строится по образцу теории как системы взаимообосновывающего знания, составляющие его смыслы, в значительной степени, субординированы в соответствии со значимостью содержащихся в них целей.

Это означает, что они есть одновременно ценности, как локальные, так и генеральные.

Отнесение к генеральным, а затем и локальным смыслам есть оценка.

Безоценочное понимание, говорил М. Бахтин, невозможно.

Встреча с великим как с чем-то «определяющим, обязывающим и связывающим» — это высший момент понимания.

И более того, совершенно необходимое условие жизнедеятельности каждого человека.

Для тех, кто не знает, «чего он хочет и что он должен», характерны особые психогенные неврозы, требующие особых методов лечения, устраняющих экзистенциальный смысложизненный вакуум.

Это подтверждают исследования по психологии лиц, совершавших уголовные преступления, алкоголиков, безработных, людей, совершавших самоубийство или покушавшихся на него, и ряда других категорий.

Философия пытается выстроить целостную систему знаний о человеке, она ставит предельно фундаментальные вопросы происхождения человека, его сущности и смысла жизни.

Происхождение человека

Всё многообразие теорий и гипотез происхождения человека можно разделить на две группы: использующие методы научного исследования и опирающиеся на религиозные постулаты.

1. Научно-материалистический подход гласит: «Человек – продукт естественной эволюции живого мира».

Имея солидную базу доказательств эта гипотеза не раскрывает причину и механизм скачка от мира живой природы в мир социальный.

В современной науке предпринималось множество попыток объяснения этого перехода.

Вот некоторые из них:

  • Появление человека является следствием мутаций, вызванных резкими изменениями радиационного фона Земли.
  • Значительное изменение среды обитания в результате резкого похолодания вызвали новый тип поведения, основанный на интеллекте.
  • Процесс превращения обезьяны в человека связан с возникновением труда.
  • Переход от психики обезьяны к психике человека связан с возникновением речи.
  • Случайное сочетание в жизнедеятельности обезьяны ряда высших биологических качеств (прямохождение, орудийная деятельность, сопровождение совместных действий звуками и др.) позволило совершить скачок из животного мира в мир социальный.

В науке единой теории антропогенеза не существует. Главная трудность заключается в определении причин, лежащих в основе перехода биологической формы движения материи в социальную.

Но в каждом из подходов есть доля истины.

2. Религиозный взгляд на происхождение человека утверждает: человек есть продукт творения бога. Тело его создано из природного материала, а душа имеет божественную сущность.

Вопрос о происхождении человека неразрывно связан с вопросом о его сущности.

В древности человек рассматривался как часть космоса, как элемент мирового порядка.

Разум как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с «естественным законом», то превращал человека в один из многочисленных модусов бытия.

Только И.Кант открыто ставит проблему «Что такое человек?» в центр философского исследования.

Человек – биопсихосоциальное существо, это значит, что его жизнь регулируется и биологическими, и психологическими, и социальными законами.

Но какие из них являются определяющими?

Одни полагают, что человек, как продукт эволюции живого мира, есть прежде всего биологическое существо и в основе его поведения лежат анатомо-физиологические законы.

Другие ищут в человеке глубинные психические качества, с помощью которых пытаются объяснить его поступки.

Третьи придерживаются мнения, что человек является продуктом общественных отношений и его сущность формируется социальной средой.

Сущность человека

Долгое время в философских исканиях антропологическая проблематика не была чётко определена.

Подход к человеку определялся всем строем сначала учения о сущем (бытии), потом о познании, а уж затем по другим вопросам, как правило, этического характера.

Базируясь на признании единства макрокосма и микрокосма, в античности выделялась такая специфика человека, как разумность – человек предстаёт как «homo sapiens» (получила наибольшую устойчивость в истории философской мысли).

В античности человек мыслится лишь в мире, мир же не мыслится в нём.

Преобладание созерцательного восприятия определило всю греческую культуру, философию, антропологию.

С развитием христианства (и других мировых религий), наряду с идеей создания богом человека, утвердилось понимание исключительности человека, понимание его не только как индивидуальности , но и как личности , наделённой свободной волей .

Теперь уже человеческое «Я» — арена битвы добра и зла, света и тьмы.

Гуманизм (от лат. homo – человек) в истории философии, опираясь на широкую социокультурную базу эпохи Возрождения, выступал как философское течение в рамках противостояния «религия – философия».

Гуманизм олицетворял аксиологическую сторону философского знания, стал мировоззрением, принципом познания, практики, культурно-созидательной деятельности по организации жизненного пространства и развитию сущностных сил человека.

Возрождение и Новое время осознают бесконечность мира и бесконечность человеческого познания, разума, не связанного с конечностью человеческой жизни.

Человек устремлён в будущее, как бы стараясь преодолеть свою телесную и временную сущность.

Человек постепенно становится человеком действующим, а его социальность и воля проявляют себя в действии.

И.Кант впервые формулирует вопрос «Что такое человек?» как главный вопрос философии в её «общегражданском значении».

Так начинается антропологическое осмысление всей философской проблематики, продолжающееся по сей день.

У Канта человек – субъект всей познавательной и практической деятельности как сферы приложения и критического, и практического разума.

Л.Фейербах видит сущность человека в общности, «в единстве человека с человеком» .

Проблему дуализма души и тела он решает с позиций противостояния не внутри человека, а вовне, в отношениях между людьми, провозглашая объединяющим принципом любовь.

Марксистская концепция гуманизма связана с анализом социальных основ отчуждения и его преодоления.

Ранее отчуждение истолковывалось прежде всего как отчуждение сознания, духа, поскольку природа была противопоставлена человеку как объекту, а общество воспринималось как совокупность индивидов, пытающихся как-либо примирить частные интересы и общие.

К.Маркс видел своеобразие человека в его способности трудиться.

Результатом трудовой общественно-практической деятельности являются не только конкретные предметы, но, самое главное, общественные отношения, общество и связанные с этим формы общения, познания, мышления.

Тем самым реализуются способности человека, открываются для него новые возможности.

Явление отчуждения есть, в сущности, побочный продукт процесса опредмечивания человеком своих способностей, что в условиях разделения труда и складывающихся на этой основе социальных отношений приводит к отчуждаемости этих отношений, когда они воспринимаются не как собственная объединённая сила индивидов, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях которой они ничего не знают.

А.Шопенгауэр считал, что человек способен раскрыть тайну своего бытия путём предельной обособленности от других.

Ф.Ницше и А.Бергсон вновь вернули человека из мира общения к напряжённости снутренней проблемы: постичь, что же такое я, предопределена ли мне судьба Богом или природой, или человек может стать подлинным волеизъявляющим, творящим свою судьбу субъектом – «сверхчеловеком».

Феноменология, персонализм, экзистенциализм и собственно философская антропология предмет философии видят как разъяснение и раскрытие смысла бытия, то есть через обращение к субъективности (человеку как индивидуальному субъекту) как действующей перовооснове всякой объективности, раскрытии субъективных человеческих форм создания и структуризации мира.

Но если экзистенциалисты сосредотачивают своё внимание на неповторимом, уникальном в человеке, то представители психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг), философской антропологии и структурализма (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида и др.), несмотря на различия в их воззрениях, предлагают в понимании и объяснении человека обращаться к объективным и безличным основам человеческого существа (к сфере бессонательного, особенностям биологической структуры, базисным моделям культуры в структурализме).

Построение гармоничного учения о человеке – цельной философии человека – в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, труд и общение и т.д.

Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, стремится к новым целям и идеалам.

Контрольные вопросы:

  1. Проблема человека в философии.
  2. Возникновение человека: естественный, социальный или сверхъестественный процесс?
  3. Роль природного и социального в жизнедеятельности людей
  4. Проблема смысла жизни в философии и религии.
  5. Возможна ли жизнь человека без размышлений над смыслом жизни.
  6. Бессмертие: иллюзия или реальность?
  7. Место человека во Вселенной.
Сохранить или поделиться

Вы находитесь здесь:
Все предметы Философия — онлайн курс Человек с точки зрения философии

У нас можно заказать написание
учебных работ и решение задач