Во все времена человек стремился изучать мир, в котором он живёт.
Раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания называется гносеологией (от греч. gnosis – «знание», logos – «понятие, учение»).
В предмете философии в системе «мир – человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения.
Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека, безотносительно к тому какова эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.
Субъект познания
Познание – воспроизведение действительности в сознании и языке, сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, процесс и метод познания, знание как результат.
Познание как процесс представляет собой субъект-объектные отношения.
Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.
Субъектом является прежде всего индивид, так как он наделён сознанием, способностью оперировать понятиями и образами.
Но субъектом познания могут выступать социальные группы и общество в целом.
В широком смысле «субъектом познания» является общество, выступающее в роли универсального субъекта: в нём объединены субъекты всех уровней, люди всех поколений.
Хотя вне общества не может быть познания, реализует оно свои познавательные возможности лишь через деятельность индивидуальных субъектов.
Знание
Знание – результат процесса познания и его предпосылка.
Знание – отражение действительности в сознании человека, также и процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия.
Будучи компонентом сознания, знание, с одной стороны, отражает действительность, выступает в качестве условия, средства и ориентира деятельности субъекта знания, с другой, образует особый и автономный мир – мир идеального.
Проблема познаваемости мира
Вопрос о том, познаваем ли мир, в гносеологии имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру?
В состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?
Можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности?
В истории философии сложились следующие позиции:
- Гносеологический оптимизм – мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Онтологическим основанием позиции является отрицание или недооценка значимости бесконечности мира. Но эта позиция весома в сфере научного познания.
- Агностицизм (от греч. аgnostos – недоступный познанию) – мир непознаваем. Эта позиция возникает из невероятной сложности познавательного процесса, обусловленного неисчерпаемой сложностью и изменчивостью мира и человека.
- Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий) подвергает сомнению всякое уже полученное знание. Позиция скептицизма основана на реальном противоречии познавательного процесса: ограниченность рассудочного подхода, опирающегося на строгие однозначные определения и подчиняющегося требованиям законов логики.
- Гносеологический реализм утверждает познаваемость мира, но процесс познания мира никогда не может быть завершён, полное и исчерпывающее знание о мире никогда не будет достигнуто. Эта позиция исходит из принципа конкретности истины. Онтологическим основанием позиции является признание единства человека и мира.
Чувственное познание
Всякое познание начинается с живого созерцания.
Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом.
Чувственное познание обеспечивает непосредственнный контакт с объектом познания и является каналом связи нашего сознания с внешним миром.
Занимает очень важное место, даёт много информации, но она поверхностна, неглубока.
Рациональное познание базируется на анализе того материала, что даёт чувственное познание.
Формы чувственного познания:
- Ощущение – психически идеальный образ одной из сторон объекта познания. Фиксирует отдельные качества предметов. Ощущения субъективны по форме и способу осуществления, но объективны по своему источнику и содержанию.
- Восприятие создаёт целостный образ предстоящего в данный момент перед сознанием объекта. Зависит не только от свойств и отношений предмета, но и от накопленного человеком опыта.
- Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Способность человека к чувственному отражению действительности – это способность получать непосредственную информацию об объектах в форме индивидуальных конкретно-чувственных образов.
Велико значение этой способности для познания и ориентировки в мире.
Но её сила является и её слабостью: человек остаётся привязанным к конкретной ситуации, что недостаточно для глубокого, всестороннего познания предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга.
Требовалось развитие способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.
Практическая, трудовая деятельность оказалась основой процесса перерастания чувственных способностей в новые, связанные с зачатками разума.
Большую роль в развитии способности к абстрактному мышлению сыграли возникновение и формирование языка в целях общения.
Рациональное познание
Благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, а также способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определённые классы, стало возможным формирование особого рода представлений – понятий, фиксирующих общие признаки вещей.
Формы рационального познания (абстрактного мышления):
- Понятие – фиксирует существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. По степени общности понятия могут быть: предельно общими ( категории ), более общими, менее общими, единичными. Понятия в языке выражаются отдельными словами («город», «ромб») или словосочетаниями («студент университета», «симфонический оркестр»).
- Суждение – посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения: «Речка подо льдом блестит», «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» ( Б.Паскаль ).
- Умозаключение– посредством связи одного или нескольких суждений (посылки) по определённым правилам выводит заключение.
Все углероды горючи.
Алмаз – углерод.
Алмаз горюч.
Опосредованно, с помощью многообразных видов умозаключения, опираясь на истинность посылок и соблюдая правила вывода, мы можем получать новые знания.
По вопросу приоритета и истинности чувственного и рационального познания в истории философии выделились два течения: сенсуализм и рационализм.
Суть сенсуализма – в абсолютизации чувственного познания.
Его тезис гласит: «Всё, что есть в знании, получено из чувств».
Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания.
«Всё, что есть в знании, получено из разума», при этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления.
Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Локком и Декартом) XVII и XVIII вв.
Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И.Кантом в учении о трёх ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума.
Большинство философов и исследователей науки рассматривают познавательный процесс как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности.