Сбалансированность бюджета предполагает равенство доходов и расходов. Однако практика бюджетного регулирования показывает, что почти во всех государствах расходы, как правило, превышают доходы бюджета. В связи с этим происходит систематическое увеличение бюджетного дефицита.
Главной причиной роста государственных расходов является возрастание роли государства в различных сферах общественной жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение численности аппарата управления и т.п.
Увеличение расходов не покрываются налоговыми поступлениями. Бюджетные дефициты принимают хронические формы и практически отражают состояние развития экономики, периодические спады и подъемы производства.
Несбалансированность государственных финансов является главной причиной серьезных нарушений в сфере денежного обращения.
Острейшей проблемой для государств в настоящее время в области финансов является регулирование бюджетных дефицитов.
Главным источником покрытия бюджетного дефицита является государственный кредит. Государство выступает в качестве заемщика или кредитора.
Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов – это выпуск государственных займов. Путем их размещения государство использует временно свободные денежные средства населения, банков, фирм. Однако государство несет большие расходы по выплате процентов по государственному долгу, тем самым, увеличивая расходную часть бюджета.
Однако государство может использовать и другой прием для покрытия бюджетного дефицита – монетизацию государственного долга. Центральный (эмиссионный) банк выпускает в обращение дополнительную массу денег, необеспеченных товарным покрытием. Такой метод регулирования бюджетного дефицита приводит к нарушению денежного обращения и инфляции.
Выход государства на рынок ссудных капиталов сопровождается, как правило, повышением процентных ставок, что ведет к снижению объемов инвестиций в экономику.
В результате развития государственного кредита создается весьма сложная структура управления государственным долгом. Важнейшими функциями инвесторов государственного долга является определение размеров займов, сроков их выпуска, размеров процента, способов их размещения и т.д.
Кроме внутреннего долга интернационализация хозяйственной жизни приводит к широкому использованию международного кредита. В результате этого возникает внешний долг, инвесторами которого являются как частные компании, так и правительственные органы государств.
Современная интеграция экономик стран сопровождается быстрым ростом международного кредита, а, следовательно, нарастанием внешнего долга.
За последнее десятилетие значительно увеличилась внешняя задолженность развивающихся стран. Но наряду с ними большие задолженности отмечаются и в высокоразвитых странах. Так, например, задолженность США в 1988г. составила 540 млрд. долл. (11% от ВНП). Быстрый рост международного кредита является результатом интернационализации экономик и приводит к углублению экономической взаимозависимости стран.
В связи с интенсивным вхождением Российской экономики в международную систему экономических отношений быстрыми темпами увеличиваются внешние кредиты, направляемые на проведение экономической реформы. Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России, безусловно, выгодно, хотя и существуют различные мнения и позиции по данному вопросу.
Многие видят в иностранных инвестициях экономическую интервенцию с целью превращения ее в сырьевой придаток. Однако мировой опыт свидетельствует, что страны с рыночной экономикой активно используют иностранные инвестиции. Опыт дореволюционной России так же указывает на высокую долю (до 1/3) иностранного капитала в экономике страны.