Натуральное хозяйство – тип хозяйства, в котором продукты производятся лишь для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения собственных потребностей производителя в отличие от товарного хозяйства, где продукция производится для продажи.
Национальный доход – совокупный доход общества, произведённый в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.
Нематериальные потребности – потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.
Низший предел цены (цена «пола») – установленная государством выше равновесной минимальная цена.
Номинальный ВВП – стоимость всех произведённых в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.
Норма амортизации – отношение годовой суммы амортизационных отчислений к полной стоимости основного капитала, выраженное в процентах.
Норма прибыли – отношение величины полученной прибыли к величине всего авансированного капитала.
Нормальная прибыль – плата за использование такого фактора производства как предпринимательская способность.
Общественная организация (объединение) – добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Общественное производство – часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией.
Общественные блага – блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например, свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Проблема производства общественных благ – один из недостатков рынка, – существует потребность в общественных благах, но платёжеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует.
Общественные товары и услуги – товары и услуги, которые начинают приносить выгоду сразу после их производства. Поэтому невозможно не допустить к этим благам тех, кто не платит за их использование.
Олигополия – функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция.
Основной капитал – часть капитала предприятия, которая используется в течение многих производственных циклов и стоимость которых включается в издержки и в цену продукции не целиком, а по частям.
Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) – издержки производства товара, которые несут не непосредственные участники рыночной сделки, а третья сторона (общество).
Отрицательный эффект масштаба – увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.