В отличие от насекомых, создающих свои довольно сложные сооружения на основе биологических инстинктов, человек всегда имеет план будущей работы. На протяжении веков люди планомерно решали и в обозримом будущем будут решать три главные проблемы экономической организации «Что», «Как» и «Для кого производить». Этому способствовала ограниченность экономических ресурсов и безграничность материальных потребностей.
Под материальными потребностями общества понимается желание потребителей приобрести в использование товары и услуги (экономические блага), которые доставляют им полезность. Их перечень очень широк от автомобилей до компьютерных игр, духов и пр. Если бы имелась возможность производить любой товар в любом количестве или, если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, то тогда не имело бы значения нерациональное использование ресурсов и количество произведенных благ.
Но в реальной жизни высокий уровень производства влечет за собой и высокий уровень потребления. Именно поэтому ограниченность ресурсов – одно из важнейших понятий в экономике. Оно означает, что экономические блага, находящиеся в распоряжении людей, небеспредельны по сравнению с тем, что люди хотели бы иметь как условия своего существования.
Отдельные блага ограничены потому, что они редки (например, молибден, золото, ртуть и другие полезные ископаемые). Именно поэтому люди вынуждены делать экономический выбор «Что», «Как» и «Для кого производить».
При решении этих проблем люди вступают в определенные отношения с природой, используя производительные силы, к которым относятся люди, обладающие знаниями и опытом, и средства производства, то есть средства орудия и предметы труда.
Для того, чтобы привести производительные силы в действие, необходимо найти правильные соотношения (пропорции) между всеми применяемыми ресурсами производства, так как имеют место разные, то есть альтернативные варианты использования одних и тех же технологических ресурсов при создании товаров и услуг.
Понятие альтернативности использования ресурсов в экономике означает возможность их взаимозаменяемости, то есть замещения одного ресурса другим (рис. 3.1.)
Обществу необходимо решить, какое количество предметов труда (энергии, сырья, материалов) и средств труда (зданий, сооружений, машин, инструмента) следует затратить, чтобы произвести определенное количество экономических благ.
Не менее важно определить, каким способом, по какой технологии необходимо обработать (переработать) вещества природы, чтобы получить готовые продукты. И, наконец, на кого, на какие слои населения должна быть сориентирована производимая продукция, то есть, кто будет ее потреблять.
Таким образом, экономика как особым образом упорядоченная система взаимоотношений между производителями и потребителями благ и услуг, постоянно должна решать: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию, кто будет потреблять данную продукцию; иначе говоря – проблемы «Что», «Как», «Для кого производить».
Первая из указанных проблем «Что производить» означает: какие из взаимозаменяемых товаров и услуг должны быть произведены, и в каком количестве. Если бы все потребности человека можно было удовлетворить, то есть произвести любой товар, то такой проблемы не существовало. Не было бы и проблемы нерационального использования ресурсов. В этом случае не играло бы роли и то, как распределены товары и услуги между членами общества.
Вследствие ограниченности ресурсов нельзя производить все одновременно. Поэтому задача общества заключается в том, чтобы оптимально распределить ресурсы между отраслями производства, отдельными производителями, а также уметь их использовать в интересах всего общества.
Вторая проблема «Как производить» заключается в том, как, с помощью каких ресурсов и технологий должны быть произведены необходимые обществу товары и услуги. В современных рыночных системах в условиях конкуренции и высокой насыщенности рынка товарами и услугами, выживают и успешно развиваются только те фирмы, которые применяют высокоэффективные технологии, затрачивая минимальное количество ресурсов, снижая издержки производства, создавая товары высокого качества, и продавая их по невысоким ценам.
Третья проблема «Для кого производить» заключается в том, чтобы определить, кто должен располагать произведенными товарами и услугами; другими словами говоря, на кого, на какие слои населения следует ориентировать производство при выпуске товаров. С этой целью фирмы активно изучают спрос, занимаясь маркетингом, создают новые модели продукции, расширяют производство.