Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности.
Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости.
Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие как монах Джироламо Савонарола во Флоренции (1452-1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства.
Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много.
Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм .
Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.
Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др. (XV-XVI вв.)
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами.
Человек – природное существо.
Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — «секуляризация» — освобождение от церковного влияния.
Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии.
Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками.
Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты.
Просто они не находятся более в центре внимания философии.
Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе ( Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий.
Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях).
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень).
На основе рационального сознания создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство, – «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.