Познание как функция сознания человека

Готовые работы студентам

Во все времена человек стремился изучать мир, в котором он живёт.

Раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания называется гносеологией (от греч. gnosis – «знание», logos – «понятие, учение»).

В предмете философии в системе «мир – человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения.

Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека, безотносительно к тому какова эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

Субъект познания

Познание – воспроизведение действительности в сознании и языке, сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, процесс и метод познания, знание как результат.

Познание как процесс представляет собой субъект-объектные отношения.

Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Субъектом является прежде всего индивид, так как он наделён сознанием, способностью оперировать понятиями и образами.

Но субъектом познания могут выступать социальные группы и общество в целом.

В широком смысле «субъектом познания» является общество, выступающее в роли универсального субъекта: в нём объединены субъекты всех уровней, люди всех поколений.

Хотя вне общества не может быть познания, реализует оно свои познавательные возможности лишь через деятельность индивидуальных субъектов.

Знание

Знание – результат процесса познания и его предпосылка.

Знание – отражение действительности в сознании человека, также и процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия.

Будучи компонентом сознания, знание, с одной стороны, отражает действительность, выступает в качестве условия, средства и ориентира деятельности субъекта знания, с другой, образует особый и автономный мир – мир идеального.

Проблема познаваемости мира

Вопрос о том, познаваем ли мир, в гносеологии имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру?

В состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?

Можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности?

В истории философии сложились следующие позиции:

  • Гносеологический оптимизм – мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Онтологическим основанием позиции является отрицание или недооценка значимости бесконечности мира. Но эта позиция весома в сфере научного познания.
  • Агностицизм (от греч. аgnostos – недоступный познанию) – мир непознаваем. Эта позиция возникает из невероятной сложности познавательного процесса, обусловленного неисчерпаемой сложностью и изменчивостью мира и человека.
  • Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий) подвергает сомнению всякое уже полученное знание. Позиция скептицизма основана на реальном противоречии познавательного процесса: ограниченность рассудочного подхода, опирающегося на строгие однозначные определения и подчиняющегося требованиям законов логики.
  • Гносеологический реализм утверждает познаваемость мира, но процесс познания мира никогда не может быть завершён, полное и исчерпывающее знание о мире никогда не будет достигнуто. Эта позиция исходит из принципа конкретности истины. Онтологическим основанием позиции является признание единства человека и мира.

Чувственное познание

Всякое познание начинается с живого созерцания.

Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом.

Чувственное познание обеспечивает непосредственнный контакт с объектом познания и является каналом связи нашего сознания с внешним миром.

Занимает очень важное место, даёт много информации, но она поверхностна, неглубока.

Рациональное познание базируется на анализе того материала, что даёт чувственное познание.

Формы чувственного познания:

  • Ощущение – психически идеальный образ одной из сторон объекта познания. Фиксирует отдельные качества предметов. Ощущения субъективны по форме и способу осуществления, но объективны по своему источнику и содержанию.
  • Восприятие создаёт целостный образ предстоящего в данный момент перед сознанием объекта. Зависит не только от свойств и отношений предмета, но и от накопленного человеком опыта.
  • Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Способность человека к чувственному отражению действительности – это способность получать непосредственную информацию об объектах в форме индивидуальных конкретно-чувственных образов.

Велико значение этой способности для познания и ориентировки в мире.

Но её сила является и её слабостью: человек остаётся привязанным к конкретной ситуации, что недостаточно для глубокого, всестороннего познания предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга.

Требовалось развитие способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.

Практическая, трудовая деятельность оказалась основой процесса перерастания чувственных способностей в новые, связанные с зачатками разума.

Большую роль в развитии способности к абстрактному мышлению сыграли возникновение и формирование языка в целях общения.

Рациональное познание

Благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, а также способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определённые классы, стало возможным формирование особого рода представлений – понятий, фиксирующих общие признаки вещей.

Формы рационального познания (абстрактного мышления):

  • Понятие – фиксирует существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. По степени общности понятия могут быть: предельно общими ( категории ), более общими, менее общими, единичными. Понятия в языке выражаются отдельными словами («город», «ромб») или словосочетаниями («студент университета», «симфонический оркестр»).
  • Суждение – посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения: «Речка подо льдом блестит», «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» ( Б.Паскаль ).
  • Умозаключение– посредством связи одного или нескольких суждений (посылки) по определённым правилам выводит заключение.

Все углероды горючи.

Алмаз – углерод.

Алмаз горюч.

Опосредованно, с помощью многообразных видов умозаключения, опираясь на истинность посылок и соблюдая правила вывода, мы можем получать новые знания.

По вопросу приоритета и истинности чувственного и рационального познания в истории философии выделились два течения: сенсуализм и рационализм.

Суть сенсуализма – в абсолютизации чувственного познания.

Его тезис гласит: «Всё, что есть в знании, получено из чувств».

Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания.

«Всё, что есть в знании, получено из разума», при этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления.

Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Локком и Декартом) XVII и XVIII вв.

Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И.Кантом в учении о трёх ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума.

Большинство философов и исследователей науки рассматривают познавательный процесс как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности.

Сохранить или поделиться

Вы находитесь здесь:
Все предметы Философия — онлайн курс Познание как функция сознания человека

Здесь можно заказать написание
учебных работ и решение задач

Помощь в обучении