Русская философия – целостное духовное образование.
Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли.
В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.
Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий.
Славянофильство
Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40-50-е гг. XIX в.).
Основатели этого течения, А. С. Хомяков (1804-1860) и И. В. Киреевский (1806-1856), открыто противопоставляли свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-рационалистическому.
Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический (диалектический) идеализм Канта и Гегеля.
Выступая с обоснованием самобытного, т.е. небуржуазного, пути исторического развития России, славянофилы выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей — любви и свободы.
Неизлечимый порок Запада славянофилы видели в классовой борьбе, эгоизме, погоне людей за материальными ценностями.
Самобытность России они связывали с отсутствием в ее истории классовых антагонизмов, в организации народной жизни славян на основе крестьянской поземельной общины.
Эти идеи нашли поддержку и сочувствие у последующих поколений русских религиозных философов (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, бр. Трубецкие, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).
Западничество
Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40-60-е гг. XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же самый этап развития, что и Запад.
Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский).
Основоположником западничества следует признать замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева, автора знаменитых «Философических писем», в которых он высказал много горьких истин о культурной и социально-исторической отсталости России.
Широк был спектр философских воззрений виднейших представителей западничества.
Чаадаев находился под большим влиянием позднего Шеллинга, его «философии откровения».
Взгляды Белинского и Герцена совершили сложную эволюцию — от идеализма (гегельянства) к антропологическому материализму, когда они признали себя учениками и последователями Фейербаха.
Народничество (60-80-е гг. XIX в.)
Это направление в России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме.
Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом и культурном отношениях.
Один из виднейших русских народников — М. А. Бакунин — в 70-е гг. перешел на позиции анархизма, полного отрицания государства и других политических организаций.
Бакунин — один из первых критиков Маркса, его идеи диктатуры пролетариата.
Философия всеединства (70-е гг. XIX в. — 30-е гг. XX в.)
Корни философской идеи всеединства уходят в глубь веков — к античности и Возрождению.
В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым (1853-1900).
Центральной в этом учении является идея «всеединства сущего», выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех предметов и явлений мира.
Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности.
Всеединство мира доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этой основе односторонность как рационализма, так и иррационализма.
Выдвинутые положения развиты философом в многочисленных произведениях.
Главнейшие из них: «Кризис западной философии. Против позитивистов», «Чтения о богочеловечестве», «Философские основания цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра».
Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками: С. Л. Франком (1877-1950), П. А. Флоренским (1882-1937), Л. П. Карсавиным (1882-1952).
Русская религиозная философия конца XIX — начала XX вв.
Рубеж XIX — XX вв. нередко называют Серебряным веком русской культуры, ее религиозно-философским Ренессансом.
Творческий подъем охватил философию, религию, искусство (особенно музыку и поэзию).
Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека.
Свое духовное начало русская религиозно-философская мысль видела в идеях Вл. Соловьева, в мировоззренческих построениях славянофилов.
Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого времени был В. В. Розанов (1856-1919) — замечательный мастер слова, оставивший после себя богатейшее литературное наследие.
Многие его произведения написаны в жанре эссе: «Уединенное», «Около церковных стен», «Религия и культура», но у него есть и монографии: «О понимании», «Метафизика христианства», «Легенда о великом инквизиторе Достоевского» и др.
Лейтмотив творчества Розанова — глубокое беспокойство, тревога, вызванные переживанием кризиса культуры и религии, прежде всего религии христианской, которой приходится довольствоваться «уголком» в современной цивилизации.
Кризис христианства мыслитель видел в том, что оно не находит общего языка с жизнью, так как зовет не в земной, а в потусторонний мир.
Христианский аскетизм чужд древнейшему светлому чувству плотской любви, радостям материнства.
Розанов — один из идеологов религиозного обновления, которое он рассматривал как условие и начало обновления социального.
В этом вселенском процессе ведущая, творческая роль отводится им славянским народам, как не утратившим, не израсходовавшим исторической энергии жизни.
Вот почему этим народам придется на себя взять бремя европейской цивилизации.
Особое место в русской религиозной философии занимает Л. И. Шестов (1866-1938), творчество которого не вписывалось в классические традиции академической философской мысли, а питалось, вдохновлялось скорее искусством и Ветхим Заветом.
Эти источники, эстетические и религиозные переживания он воспринимал как бесценный экзистенциальный опыт, или опыт пограничных ситуаций, не поддающийся рациональному, рефлексивному выражению.
Суть своего мировоззрения Шестов выразил двумя словами (они же стали названием одной из его работ): «Только верою».
С этих позиций он критически рассматривает всю классическую западноевропейскую философию и теологию, дав им обобщающее обозначение «Афины» (т.е. эллинский стиль, склад мышления).
«Афинам» противостоит «Иерусалим» (библейское откровение).
Сам Шестов — на стороне последнего, считая классический европейский разум опасным змеем-искусителем, несущим главную вину за бездушие технической цивилизации, за обманчивые призывы рациональной переделки мира, что в действительности оборачивается путем к тирании.
К общему направлению русской религиозно-философской мысли относится многогранное творчество А. И. Ильина (1883-1954) — философа, правоведа, литературного критика.
Самым известным его философским сочинением является «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
Свои социальные взгляды Ильин наиболее ярко изложил в полемике с толстовцами в книге «О сопротивлении злу силой».
В последнем крупном сочинении («Путь к очевидности») философ обобщил свои взгляды на природу духовности, на сущность творческого акта, создающего культуру.
Русский марксизм (1883-1924)
В этот хронологический этап входит философская деятельность Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, а также недолгое, но заметное духовное явление в истории российской культуры, известное как «легальный марксизм».
Марксизм, в его ленинском варианте (ленинизм), долгие годы и десятилетия был идеологией, монопольно господствовавшей не только в нашей стране, но и во всем так называемом «социалистическом лагере».
Но первым выдающимся марксистом в России был не Ленин, а Плеханов. (В молодые годы Ленин признавал себя его учеником в философии).
Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологии.
Социализм, он был твердо убежден, невозможен без солидных экономических и общекультурных предпосылок.
Таких предпосылок в России еще нет, поэтому «социалистический эксперимент» 1917 г. Плеханов осудил как авантюру.
В. И. Ленин, создатель большевистской партии, вождь социалистической революции в России, стал марксистом по своим убеждениям еще в гимназические годы.
Но собственно философскими темами он занялся после поражения первой русской революции, т.е. в 1908-1909 гг., работая над книгой «Материализм и эмпириокритицизм».
Ленин настаивал на том, что философия марксизма — диалектический материализм — есть единственно научная, единственно правильная философия, что любые попытки «дополнить» марксизм другими философскими построениями теоретически несостоятельны и практически вредны.
Несомненной философской заслугой Ленина был глубокий гносеологический и методологический анализ научной революции и кризиса в естествознании (физике) и вывод о том, что современная наука не может успешно развиваться без опоры на материалистическую диалектику.
В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности.
Сознание не только отражает мир, но и творит его.
Высшим актом социального творчества является социально-политическая революция, классовая диктатура, с помощью которой не только можно, но и нужно «взнуздать» историю, ускорить ее ход.
Экономические и культурные факторы не обязательно должны быть условием социалистической революции, они могут быть и следствием, результатом ее.
Нравственно все, что служит делу социализма и коммунизма.
Во имя великой цели годятся все средства, и насилие — основное из них.
Но именно с этим выводом не согласились «легальные марксисты» — молодые либеральные интеллигенты, сочувствующие капитализации России, в чем они видели основное русло общественного прогресса своего времени.
С этих позиций они тоже критиковали народников за их утопическую веру в особый, небуржуазный путь развития России.
Но если для революционеров-марксистов капитализм был лишь вехой на пути к социализму — через классовую борьбу и классовое противостояние, то для «легальных марксистов» буржуазная цивилизованность была самоценна и самодостаточна: общественный прогресс они связывали не с классовой борьбой, а с развитием капиталистической промышленности, с успехами техники, с подъемом сельского хозяйства.
Однако уже опыт первой русской революции, кровопролитный и братоубийственный, заставил «легальных марксистов» (А. Н. Бердяева, С. И. Булгакова, П. Б. Струве и др.) отказаться от марксистского материализма и атеизма.
«От марксизма к идеализму» — так охарактеризовали сами эти мыслители эволюцию своего мировоззрения.
В то же время все они (в особенности Бердяев) до конца жизни продолжали ценить Маркса как гениального, великого мыслителя и ученого-экономиста, глубоко проникшего в сложную диалектику своего времени, но безосновательно абсолютизировавшего свои выводы.
В 1909 г. бывшие «легальные марксисты» опубликовали сборник статей «Вехи», в котором достаточно ясно и определенно заявили о том, что идеология зла и классового насилия для общества гибельна.
Убедить в этом народные массы, уберечь их от соблазна строить свое счастье на несчастье других — в этом мыслители-гуманисты видели свой долг и призвание.
Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г.)
80-летний этап новейшей российской истории превосходит по масштабам, глубине и противоречивости все, что было пережито страной со времен монгольского ига. Революция, война с фашизмом, грандиозный, жесточайший социалистический эксперимент, идеологическая монополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР — все это произошло на глазах одного поколения.
Официальной идеологией был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности — сталинизм, так как только Сталин считался непогрешимым пророком этого учения).
Популярная брошюра Сталина (извлечение из «Краткого курса истории ВКП(б) «О диалектическом и историческом материализме») признавалась вершиной философского знания.
Малейшие отступления от этого канона жестоко карались и преследовались.
Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили замечательные, выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность и признание.
Среди них были и убежденные марксисты (К. Р. Мегрелидзе, П. В. Копнин, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков, А. М. Минасян, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, — авторы выдающихся работ по диалектике, логике, теории познания, психологии и социологии мышления), и мыслители других мировоззренческих ориентаций.
К глубочайшим научно-философским обобщениям в эти годы пришел создатель учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский (1863-1945).
Оригинальные идеи о природе языка и сознания развивали феноменолог Г. Г. Шпет (1879-1940), культуролог и литературовед М. М. Бахтин (1895-1975), философ и физик В. В. Налимов (1910-1997).
Несмотря на репрессии и преследования творил великий русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988), автор классических трудов в различных областях философского знания.
Бессмертным научным подвигом мыслителя стал его грандиозный труд: 8-томная «История античной эстетики».
Мировое значение русской философской мысли XX в. еще подлежит изучению и исследованию.