Просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II (1762–1796 гг.)

Главный вопрос, который возникает при оценке эпохи и личности Екатерины II: каков побудительный мотив, принципиальный стержень всех ее деяний? Этот вопрос волновал и дореволюционных историков, и современных исследователей (А. Б. Каменский, В. Т. Козлов).

Была ли ее деятельность осуществлением продуманной программы реформ, а сама она – новатором, реформатором либерального толка, попытавшимся взрастить на русской почве идеи Просвещения (А. Б. Каменский)? Или же Екатерина – традиционный деятель, под покровом новых европейских идей решающий все возникающие перед ней задачи в духе русской традиции и русской теории (В. О. Ключевский)? Или весь период ее царствования – это не предугадываемые зигзаги политики, обусловленные влиянием фаворитов (В. Т. Козлов)?



В советской историографии, с ее социально-экономическим подходом к оценке исторических деятелей и склонностью к социологизированным схемам, царствование Екатерины рассматривалось как проявление так называемого просвещенного абсолютизма.

А просвещенный абсолютизм трактовался как либеральная демагогия и лавирование самодержавия в эпоху разложения феодально-крепостнического строя с целью предотвращения народных выступлений. Тем самым всем деяниям императрицы изначально навязывался негативный оттенок чего-то неискреннего и реакционного.

Другое понимание просвещенного абсолютизма было высказано русскими дореволюционными историками: это политика союза между абсолютной государственной властью и рационалистским просвещением, преследующая определенные преобразовательные цели (Н. И. Кареев). Специфические условия России второй половины XVIII в. и личные качества монарха дали реальное наполнение политической линии просвещенного абсолютизма, породили период русской истории, получивший название «золотого века Екатерины».

Приехав в Россию молоденькой девушкой, Екатерина стремилась поскорее овладеть русским языком, приноровиться к русским обычаям и в этом являла собой полную противоположность мужу, Петру III. Движущей силой при этом было непомерное честолюбие молодой великой княгини, считавшей, как она признавалась впоследствии, что ей судьбой предназначено стать властительницей великой империи. Несомненно, Екатерина уже в молодости проявила ум, осторожность, целеустремленность, дальновидность и лицемерие. Она не пренебрегала никакими средствами, чтобы расположить к себе нужных людей.

Искусным притворством, угодливостью, подарками, подчеркнутой набожностью, ровным и вежливым обращением, вниманием и участливостью, терпеливым перенесением обид от мужа она завоевывала симпатии окружающих. При этом вся она – создание холодного рассудка, роль, играемая искусной актрисой, в ней нет ни грана искреннего чувства (по В. О. Ключевскому). «Тартюфом в юбке и короне» назвал молодой Пушкин Екатерину.

Но не только эти качества создали Екатерину – государственного деятеля, Екатерину Великую. В политике она была достаточно жесткой и властной, беспринципной и гибкой, терпеливой и работоспособной, умеющей разбираться в людях и брать от них лучшее или играть на слабостях, образованной и, главное, умной.

Императрица Екатерина II

Ее природный ум был отшлифован многолетним чтением. В течение 18 лет «скуки и уединения» (время замужества) она прочитала массу книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. Она и сама приобщилась к писательству, проводя с пером в руке по нескольку часов в день.

Чтение дало и идейную платформу преобразовательской деятельности Екатерины: она усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

Но идеи эти приходилось реализовывать (если они вообще реализуемы) на русской почве, с учетом исторических особенностей России. И при необходимости прагматичная Екатерина жертвовала отвлеченными теориями, если они встречали сопротивление в реальной жизни. Отсюда противоречие между декларациями и делами: Екатерина неоднократно заявляла о миролюбии – и провела 6 кровопролитных войн; была противницей крепостного права – и довела его до абсолюта; говорила о необходимости установить законы и пределы для всех государственных учреждений – и самовластно стояла над всеми законами и учреждениями и т. д.

Хотя последнее утверждение с позиций XVIII в. вовсе не содержит в себе противоречия. Просветители (Ш. Монтескье) вполне допускали монархическую форму правления, особенно для стран с обширной территорией, как Россия. Более того, именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности, согласные с разумом и правдой. Как представляла себе молодая Екатерина задачи просвещенного монарха, каковым себя искренне считала, видно из ее черновой записки:

  1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям («Записки»).

Какие же жизненные обстоятельства повлияли на эту просветительскую программу, подчинили ее себе? Это, во-первых, характер и национальная специфика тех государственных задач, которые предстояло решать императрице. И, во-вторых, обстоятельства вступления на престол: будучи без всяких законных прав собственным умом и поддержкою дворянства вознесенной на трон, Екатерина должна была и выражать чаяния дворянства, и соответствовать идеалу русского монарха, и демонстрировать свое моральное право на царствование.

Немка по рождению, Екатерина стремилась стать хорошей русской императрицей. Это означало – быть продолжательницей дела Петра I и выражать русские национальные интересы. Екатерина и субъективно ощущала себя преемницей Петра Великого, имела необходимые для этого личные задатки, и на деле сумела стать истинно русской государыней.

Императрице Екатерине пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной преобразовательной программе, а последовательно браться за решение тех задач, которые выдвигала жизнь. Тем более что это сообразовывалось и с одним из ее жизненных принципов: «плыть по течению, вот лучший способ обуздать обстоятельства» («Записки»).

Отсюда – впечатление некоторой хаотичности ее царствования. Даже если это и так, то не прихоти часто менявшихся любовников тому причиной. Составленные различными историками перечни официальных фаворитов включают от 12 до 15 персон. Некоторые из них, прежде всего Г. А. Потемкин, стали выдающимися государственными деятелями. Несомненно, такие люди влияли на политику государства, но лишь в той мере, в какой это допускала сама императрица, никогда не поступавшаяся и частицей своей самодержавной власти.

Таким образом, Екатерина в своей деятельности намеревалась воплотить и теоретические идеи просветителей: быть преобразователем России на началах разумности, законности и свободы; и практический идеал подданных: быть самодержавной русской императрицей, продолжательницей дела Петра Великого.

Каковы же главные факты царствования Екатерины II? Если отказаться от хронологического принципа, их можно сгруппировать по смысловой направленности в несколько линий: во-первых, имперские мероприятия во внешней и внутренней политике; во-вторых, укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства; в-третьих, мероприятия в целях окончательного оформления и усиления дворянского сословия; в-четвертых, шаги по дальнейшей «европеизации» страны, либерально-просветительские начинания.

Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и просветительства, оказались неоконченными и нерезультативными, отринутыми русской действительностью. Это относится, во-первых, к попытке выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения.

В 1767 г. была созвана Комиссия по составлению нового Уложения (во главе с А. И. Бибиковым). Депутаты от территорий и сословий должны были выработать конкретные законы на основе общих принципов, изложенных императрицей в написанном ею «Наказе». В Комиссии сразу же обнаружились разногласия по вопросу о крепостном состоянии крестьян, о праве дворян заниматься торговлей, о привилегиях отдельных территорий и т. д.

К тому же и работа более чем 500 депутатов не была достаточно четко организована. Продолжавшиеся в течение года дебаты лишь познакомили императрицу с реальным состоянием дел в стране и запросами сословий, а практического результата в виде новых законов не дали – под предлогом войны с Турцией деятельность Комиссии была приостановлена. Больше она не собиралась.

Во-вторых, неудачей окончилась попытка Екатерины создать в России, по образцу западноевропейских стран, третье сословие из горожан, купцов. В 1785 г. была обнародована Жалованная грамота городам, разделявшая все городское население на 6 разрядов и устанавливавшая определенные привилегии для гильдейского купечества и именитых граждан.

Появились органы городского самоуправления, городские обыватели получили право заниматься торговой и предпринимательской деятельностью. Но привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией – попытка «ввести» основы буржуазного сословия не удалась.

Как оценивать результаты екатерининских деяний, итоги царствования? Вызванные к жизни сложным переплетением объективных и личных мотивов, задумывавшиеся, как правило, с широким размахом, деяния эти зачастую приводили к скромному результату. Это дало основание В. О. Ключевскому оценить многие начинания Екатерины как внешне эффектные и полные мишурного блеска, но на практике давшие вовсе не ожидаемый и в исторической перспективе часто ошибочный результат.

Иная трактовка у С. Ф. Платонова: Екатерина II довела «до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история» – и это заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля. И, наконец, точка зрения современного исследователя А. Б. Каменского: Екатерина сделала второй, после Петра Великого, шаг по пути европеизации страны, и первый – по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.

Поделиться с друзьями:





Дистанционное обучение по разным предметам