Истина – высочайшая ценность культуры и одновременно – величайшая проблема философии.
Споры о сущности истины не смолкают на протяжении всей истории философии.
Современная трактовка истины, которую разделяют большинство философов, сводится к следующему определению: истина – это соответствие наших знаний содержанию объекта познания.
Это соответствие имеет ряд сторон.
Важное место в теории познания занимают формы истины:
- Объективная истина – знание, независимое от воли и желания человека (людей).
- Абсолютная истина — полное и исчерпывающее знание о предмете.
- Относительная истина – неполное знание о том же предмете.
Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истин мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определённой ступени развития культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.
Истина по содержанию всегда объективна, а по форме – относительна.
Объективность истины является основой преемственности истин.
Концепции истины:
- Классическая (корреспондентская) (от англ. correspondence – «соответствие») утверждает, что истинное знание соответствует вещи.
Трудность заключается в установлении соответствия мысли (высказывания) вещи. - Когерентная (от лат. сohaerentia – «согласованность»). Сторонники этой концепции пытаются обойти трудность установления соответствия между знанием и действительностью.
Они видят истинность знания в том, что знание является самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. - Прагматическая (от греч. pragma – «дело, действие»). Фиксирует роль социальной значимости, признанности обществом, коммуникативности.
Все существующие концепции истины должны рассматриваться во взаимодействии, поскольку они носят комплементарный характер, по сути, не отрицая друг друга, а выражая гносеологический, семантический и социокультурный аспекты истинного знания.