Термин «культура» (от лат. сultura – возделывание, обработка) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком.
В широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.
Особенности существования и развития культуры
Прежде всего культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу, жизнедеятельность человека.
Человек – не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живёт и функционирует культура.
В современной литературе можно увидеть более 250 определений культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует своё внимание на каких-то отдельных существенных его сторонах. Все определения можно сгруппировать в следующие подходы:
- эмпирический – рассматривает культуру как сумму, результат всей деятельности человека, то есть как совокупность предметов и ценностей.
- оценочный (аксиологический) – определяет степень культурности путём соотнесения оцениваемого с эталоном, подход носит в значительной степени произвольный и относительный характер.
- деятельностный – характеризует культуру как небиологический, специфически человеческий способ деятельности. Культура не сама деятельность, а способ которым она осуществляется.
Каждый из перечисленных подходов схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, основана на символах и т.п.
Представление о культуре как самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей значение для формирования общества вообще, развивалось в русле европейского Просвещения XVIII- начала XIX века, именно в XIX веке этой проблеме уделялось особое внимание российской общественной мыслью.
Просветители – Вольтер, Дж.Вико, И.Г.Гердер рассматривали культуру как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его стремлении к истине, добру и красоте.
Через культуру человек преодолевает природную ограниченность и конечность своего существования, осознаёт своё единство с природой, обществом, другими людьми, прошлым и будущим.
Просветители претендуя на радикальное исправление общества, возлагали надежды на разумную организацию жизни, оставляя без внимания экономические и политические условия.
В марксизме (XIX век) под культурой стала пониматься совокупность духовных и предметных образований, то есть духовная и материальная культура общества.
В позднейшей марксистской литературе эта трактовка закрепилась лишь за культурой в узком смысле слова. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества; в более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт; материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство и литература, философия, мораль, и т.д.).
В западноевропейской литературе XX столетия довольно часты употребления термина «культура» как нечто противоположное «цивилизации»: культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация – нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой.
К перспективным трактовкам культуры в наши дни относятся те, которые пытаются охватить её в целом.
Среди них можно назвать «социокодовый» подход В.С.Стёпина. Его рассуждения таковы: в обществе как целостном социальном организме аналогом генетических кодов выступает культура. Социокод передаёт от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта.
Условием хранения и трансляции этого опыта являются его фиксация в особой знаковой форме, функционирование составляющих его элементов в качестве семиотических систем. Культура предстаёт как сложноорганизованный и развивающийся набор таких систем.
По мнению В.С.Стёпина, развитие культуры предстаёт и как выработка новых смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение людей, и как формирование новых кодовых систем, закрепляющих и транслирующих эти смыслы и значения. Он приходит к следующему определению понятия «культура»: культура – это «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Культура//Новая философская энциклопедия. М.,2001.Т.2.С.341) .
В тесной связи с этим определением находится определение понятия «культура» Ю.А.Лотмана. Культура, отмечал он, — это система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.
Трактовки сущности культуры А.Г.Спиркина, В.С. Барулина, Ю.Н.Солонина и др. сходны с приведёнными выше.
Исследователи выделяют три уровня в сложноорганизованной системе культуры: первый – это реликтовые надбиологические программы, осколки прошлых культур, которые живут в современном мире, оказывая на человека определённое воздействие; второй уровень – это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества; и третий уровень культурных феноменов, который образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Все три уровня культура генерирует за счёт внутреннего оперирования знаковыми системами.
Функции культуры
В литературе выделяют следующие функции культуры:
- ценностно-гуманистическая – культура направлена на производство духовных ценностей и формирование гуманных качеств человека и общественной системы;
- информативная — культура выступает средством постижения объектов действительности, средством освоения культуры других народов;
- нормативная — культура создаёт собственные культурные нормы и распространяет их влияние на все стороны жизни и деятельности человека;
- аккумулятивная – культура сохраняет социальный опыт, работает как «социальная память» общества;
- герменевтико — коммуникативная – культура как средство общения людей.