Сознание как сущность и феномен

Готовые работы студентам

Все, что мы знаем о мире, о чём говорим и пишем, дано нам в виде образов, мыслей.

Насколько адекватно наша субъективная реальность — сознание – отражает объективную реальность?

Этот вопрос в той или иной мере ставит любая философская система.

Появление сознания

Появление сознания возможно только в обществе.

Поэтому сознание имеет не только социальную сущность, но биосоциальную природу.

Кому принадлежит сознание? Оно вроде бы принадлежит человеку, но «оживает» лишь в «поле» его реальных или предполагаемых взаимодействий с другими людьми.

Внутренний мир человека – это сфера его сознания.

Но границы сознания подвижны, изменчивы.

Серьёзное изучение сознания возможно лишь в том случае, если оно рассматривается в единстве с бессознательным.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Структура сознания

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения (А.Г.Спиркин).

Структуру сознания раскрывают по разным основаниям:

1 Предметное сознание отражает внешний мир и включает следующие компоненты:

  • Когнитивный (познавательный) компонент – все процессы, связанные с получением, хранением и воспроизведением знания: чувственно-сенситивные способности, мышление, внимание, память.
  • Эмоциональный компонент характеризует переживания человека, связанные с отношением человека к значимой для него информации.
  • Мотивационно-волевой компонент включает в себя потребности, интересы, мотивы, волю.

2 Самосознание — отражение личностью самой себя.

В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и старается определить своё отношение к нему.

Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания.

Факт его существования не вызывает сомнений и очевиден, что проявляется как:

  • самопознание – познание своего тела, ощущений, мыслей, самонаблюдение своих состояний;
  • самооценка – анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами; шкала значимых ценностей, относительно которых определяется оценка (адекватная и неадекватная);
  • самоконтроль.

Результатом работы самосознания является выработка человеком системы представлений о самом себе, которое выступает основой отношения человека к другим.

Высшая ступень развития самосознания – рефлексия.

Источники сознания

Этот вопрос в течение длительного времени был и остаётся предметом анализа философов и естествоиспытателей.

Натуралистическое направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом и сводит мышление, сознание к вещественным же изменениям, только иного рода.

Объективно-идеалистический подход нацеливает на выяснение структур и компонентов сознания, не зависимых от мозга, но определяемых неким духовным фактором.

Философы в понимании источников сознания выделяют следующие факторы:

  • Внешний предметный и духовный мир — природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.
  • Социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, накопленные обществом знания.
  • Духовный мир индивида, собственный жизненный опыт человека.
  • Мозг как макроструктурная природная система.

Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Проблема идеальности сознания

Идеальность сознания означает, что элементы сознания не обладают материальным телом.

Действительно, ни в образе предмета, ни в мысли о нём нет ни одной частицы самого предмета.

Идеальность – одно из самых загадочных и плохо поддающихся научному исследованию явлений психики.

Идеальные образы невозможно исследовать традиционными средствами науки.

В отечественной литературе по проблемам сознания представлены в основном три концепции идеального:

  • Идеальное есть особое свойство только человеческого мозга. Идеальное полностью отождествляется с субъективной реальностью и противопоставляется реальности объективной (Д.Дубровский).
  • Идеальные образы есть перенесённые во внутренний план психики схемы материальной деятельности человека. Это схема, но не сама деятельность. Схема, которая существует объективно, и это объективная реальность особого рода – она жёстко не связана с материальными объектами. Идеальное – это родовое свойство человеческой практики, а не человеческого мозга, и в этом смысле оно первично по отношению к индивидуальному сознанию. (Э.Ильенков).
  • Идеальное есть идеал, предел завершённости и совершенства, не зависящий от сознания человека, то есть объективно и субъективно существующий эталон, отражающий сущность определённого класса предметов (М.Лифшиц).

Источником недоразумений и расхождений в проблеме идеального является не только вопрос о сущности, содержании и функциях идеального, но и вопрос о типах и видах идеального.

Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на два типа: индивидуализированное идеальное и общественное идеальное.

Идеальное может быть когнитивным (гносеологическим) и аксиологическим.

Пример тому – идеалы теории, гипотезы и, с другой стороны, идеалы добра, справедливости, прекрасного.

Обобщая вышесказанное, можно дать вывести следующее определение идеального: идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, моделей) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота и др.), которые подлежат реализации в деятельности человека.

Сознание и язык

Одной из характерных черт сознания является наличие в нём механизмов абстрактного отражения действительности и мышления.

Этот вид отражения возник у наших далёких предков в результате замены действий и предметов знаками, то есть заместителями этих действий и предметов.

В сознании человека каждая вещь существует в двух видах: в виде чувственного образа и имени вещи, обычно выражаемого в виде такого знака, как слово.

В психике человека есть такой компонент, который состоит только из знаков, связанных между собой по определённым правилам.

Это и есть сфера мышления.

Озвученное мышление есть речь.

Язык есть знаковая система, выполняющая функцию общения, хранения информации, формирования и развития мышления.

Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения в языке.

Не существует как языка без мышления, так и мышления без языка, однако их структуры различны.

Законы и формы мышления едины для всех людей, а язык имеет множество форм бытия.

Сознание является сложным феноменом; оно многоаспектно, многомерно.

Представления о нём весьма различны, зависят от многообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией.

Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия.

Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддаётся общему определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

Сохранить или поделиться

Вы находитесь здесь:
Все предметы Философия — онлайн курс Сознание как сущность и феномен

Здесь можно заказать написание
учебных работ и решение задач

Помощь в обучении