Исторические термины и понятия начинающиеся на букву Е
Евангелие (греч. euangélion – благая весть) – обобщающее название раннехристианских сказаний о жизни Иисуса Христа, включенных в Новый Завет. Канонических евангелий четыре: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
Евразийство – историко-философская концепция, возникшая на рубеже XIX-XX вв., постулирующая самобытность русского этноса. Раскрывает синтетический характер российской цивилизации, в которой перемешались западный и восточный типы развития. Его представители – русские философы П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, Н.А. Бердяев.
Европоцентризм – философская концепция, постулирующая исключительность и превосходство ценностей европейской культуры, абсолютизирующая исторический опыт развитых стран Западной Европы.
Епархия (греч. eparchia – властвование) – церковно-административный округ, состоящий из нескольких «благочинных округов», которые делились на приходы. Руководит ею архиерей (митрополит, архиепископ, епископ).
Епископ – одна из высших степеней священника в православной церкви, руководитель церковной области – епископии.
Епитимья (греч. epitimion – наказание) – христианские обряды, ритуалы, посты и молитвы, налагаемые на мирян, иноков и пастырей в качестве нравственно-исправительных мер за совершенные грехи.
Ересь (греч. – особое учение) – течение в христианстве, отклоняющееся от официальной доктрины. Вселенские соборы подвергали их осуждению и проклятию. На Руси известны с XII в. как обвинение духовенства в извращении слова Божия. В XIV-XV вв. – это стригольники, нестяжатели, учение Феодосия Косого. Использовались в борьбе против феодального гнета.
Еретик – вероотступник; человек, отступивший от церковных правил и обрядов. Подвергался гонениям со стороны церкви и властей.