Принято считать, что философия начинается с древнегреческого мудреца Фалеса (VI в. до н.э.).
Сам же Фалес начинает свою философию с вопросов-загадок.
Поэтому можно считать, что и философия начинается с загадок.
Вот какими были первоначальные вопросы-загадки и ответы на них Фалеса:
- Что древнее всего сущего? — Бог, ибо он безначален и не рожден.
- Что всего больше? — Пространство, ибо оно объемлет собою все остальное.
- Что всего прекраснее? — Мироздание, ибо все, что прекрасно, входит в него, как часть.
- Что всего разумнее? — Время, ибо иное оно уже открыло, а иное еще откроет.
- Что всего неотъемлемее? — Надежда, ибо она есть и у тех, у кого больше ничего нет.
- Что всего полезнее? — Добродетель, ибо хорошим пользованием она делает полезным и все остальное.
- Что всего вреднее? — Порок, ибо он больше всего вещей портит своим присутствием,
- Что всего сильнее? — Неизбежность, ибо она властвует всем.
- Что всего быстрее? — Ум, ибо он обегает все.
Последующие философские вопросы становятся все более сложными, общими, предельными, а ответы на них — многословными, неоднозначными, противоречивыми.
Например:
- Из чего все возникает и во что все превращается?
- Почему есть нечто (сущее, бытие), а не ничто?
- Что такое благо и как достичь его?
- Что такое истина и как возможно достоверное знание?
- Что такое добро и зло и почему существует зло в мире?
- Что такое человек и зачем он живет?
- Бессмертна ли душа?
- Свободна ли человеческая воля?
- Существует ли Бог, творец мира, или мир возник сам по себе?
- Что первичнее: дух или природа?
- Имеет ли история конец и в чем цель истории?
Эти и многие другие вопросы продолжают бесконечно волновать и смущать умы.
Ответы на них развертываются в целые философские учения, в противостояние точек зрения и борьбу идей.
Философы не перестают спорить. Философия есть вечное, неутолимое стремление к разгадыванию вопросов, любовь к мудрости.
Выдвигая приведенные выше и другие вопросы, философы во все времена решали задачу прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.
Все это делает актуальным философское образование каждого молодого человека.
Особенно актуально оно для молодого человека, выбравшего стезю специализированной, технической, деятельности: ведь там, где заканчивается специалист, не заканчивается человек.
Онлайн курс лекций по философии
В данном онлайн курсе лекций рассмотрены вопросы философии по следующим темам:
- Введение в философию. Философия, круг ее проблем
- История философии. Исторические типы философии и философствования
- Античная философия
- Философия средневековья
- Философия эпохи возрождения
- Философия Нового времени
- Современная западная философия XX века
- Русская философия XIX-XX веков
- Бытие
- Реальности
- Сферы бытия
- Уровни бытия
- Формы бытия
- Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм
- Материя
- Человек
- Смысл человеческого бытия
- Происхождение человека
- Сущность человека
- Проблема смысла жизни
- Сознание
- Структура сознания
- Источники сознания
- Проблема идеальности сознания
- Сознание и язык
- Познание
- Знание
- Проблема познаваемости мира
- Чувственное познание
- Рациональное познание
- Практика и её роль в познании
- Основные концепции истины
- Научное познание и знание
- Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- Структура научного познания, его уровни и формы
- Методы научного исследования
- Рост научного знания
- Научные революции и смена типов рациональности
- Наука и техника
- Общество, цивилизация и культура
В данном электронном учебно-методическом комплексе (ЭУМК) представлены все необходимые теоретические и методические материалы, позволяющие самостоятельно освоить стандартный курс «Философия», целью изучения которого является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления учащегося.
Каждый раздел учебного комплекса (модуль) сопровождается блоком практических заданий и тестов, позволяющих закрепить полученные знания. Также предлагаются темы рефератов.
Особое место в ЭУМК занимает модуль «Глоссарий»: философские знания – это, прежде всего, категории и понятия.
Памятуя о том, что философские знания всегда несут на себе отпечаток личности того или иного мыслителя, авторы включили в состав ЭУМК такие модули, как «Хрестоматия», в котором представлены фрагменты оригинальных философских текстов, и «Персоналии», в котором излагаются краткие сведения о жизни и деятельности философов прошлого и настоящего.
Содержание электронного учебно-методического комплекса соответствует образовательному стандарту и типовой программе высшей школы по курсу «Философия».
Предназначено для обучения студентов заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Описание курса
Электронный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования РФ по дисциплине «Философия» для студентов всех специальностей второго курса заочной формы обучения.
Тесты, предлагаемые в разделах «Самостоятельная работа» всех модулей, взяты из учебных пособий: Десяткина М.В. Семинары по философии. – Уфа: РИО БАГСУ, 2006; Тарасов Ю.Н. Тесты по философии: Учеб. пособие/ Ю.Н. Тарасов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2007.
В раздел «Введение» включен фрагмент из учебного пособия: Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. – М.: Гардарики, 2004.С.6-7.
Достоинства ЭУМК «Философия»:
Изучение данной дисциплины в рамках дистанционного образования определяется следующими характерными особенностями учебного процесса:
- возможностью работать в сети, что обеспечивает экономию ресурсов (времени, аудиторного фонда);
- возможностью многократного повторения материала и обучение в любое удобное для студентов время;
- возможностью дистанционного контроля и оценки знаний обучаемых.
ЭУМК имеет широкие возможности и позволяет оптимизировать учебно-образовательный процесс, стимулируя познавательную активность у студентов и активизируя методическую работу преподавателей.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:
- основные исторические типы философии;
- связывать исторически определенные философские учения с современной духовной жизнью;
- использовать современные научные методы для решения задач, имеющих естественнонаучные и социально-гуманитарное содержание;
- логически правильно строить письменную и устную речь;
- применять методы философии в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- связывать конкретные профессиональные и социальные действия с высшими гуманитарными ценностями.
Отчётность по результатам работы осуществляется:
На основе тестовых материалов и контрольных заданий, которые приведены в разделах ЭУМК «Самостоятельная работа» и «Практические задания».
Задания выполняются студентами в соответствии с графиком учебного процесса.
Критерии оценки результатов обучения
В качестве главного критерия оценки результатов работы студента берется положение о том, что именно усвоенные им философские знания и полученные навыки являются, в первую очередь, предметом оценки.
При этом студент должен уметь обосновать свою собственную мировоззренческую позицию в контексте гуманистической перспективы развития личности.
Формы методов контроля знаний студентов по дистанционному курсу «Философия»
Освоение студентами данного курса включает изучение теоретического материала, а также практические занятия по закреплению полученных знаний, которые осуществляются в процессе самостоятельной работы.
Виды самостоятельных работ:
- Изучение и анализ оригинальных философских текстов, представленных в блоке «Хрестоматия».
- Формулирование мировоззренчески и методологически значимых проблем – с привлечением материалов блока «Глоссарий».
- Знакомство с жизнью и деятельностью философов прошлого и настоящего – по материалам блока«Персоналии».
- Работа над рефератом.
- Проверка усвоенного материала путем самотестирования.
В соответствии с методикой организацией учебного процесса контроль за результатом обучения будет включать два уровня текущий и итоговый.
Текущий контроль осуществляется в ходе освоения студентами дистанционного курса, итоговый – по его завершению.
Критерии оценки студентов, изучающих курс философии
При определении экзаменационной оценки предлагается руководствоваться следующим:
- Экзаменационные вопросы по курсу философии
- Учебная литература по курсу философии
- оценки «отлично» заслуживает студент, показавший всестороннее и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, решать задачи по программе курса «Философия», усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой, проявивший творческие способности в понимании, изложении и применении учебно-программного материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, показавший полное знание программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой курса «Философия», способный к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, показавший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой по программе курса «Философия».
Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, показавшему пробелы в знании основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по дисциплине «Философия».
Рекомендуемый срок изучения курса: учебный семестр (3-4 месяца).
В течение всего срока обучения они могут консультироваться у преподавателя ведущего курс.
Методические рекомендации для студентов
Требования, предъявляемые к контрольным работам (рефератам):
1. по форме:
Контрольная работа должна быть представлена:
- в печатном виде (А4)– 12 стр., или
- в виде рукописи (тетрадь) –18 стр.;
- титульный лист оформляется по образцу.
2. по содержанию:
Контрольная работа должна состоять из двух частей:
- тема раздела «История философии»;
- тема раздела «Основные проблемы философии».
В основной части должна быть раскрыта тема контрольной работы с обязательным указанием на цитируемую литературу.
Список литературы должен включать только использованную литературу, не менее 5 наименований.
Прежде чем начать писать контрольную работу, следует составить представление о теме по философским словарям, учебной литературе, выяснить значение ключевых понятий, ознакомиться с персоналиями(см.: Глоссарий, соответствующие Гиперссылки в тексте ).
Особое внимание следует обращать на термины и высказывания, выделенные жирным курсивом.
Особое внимание следует уделить подготовке к защите контрольной работы:составить план выступления (3-5 мин), при необходимости заучить формулировки отдельных понятий.
Методические рекомендации для преподавателей
Преподаватели философии в своей работе со студентами могут использовать следующие рекомендации:
- В организации учебного процесса должно предусматриваться не менее 50% времени для самостоятельной работы студентов (СРС). Наряду с обсуждением теоретических проблем, занятия должны включать практикум: решение проблемных задач, обсуждение проблемных вопросов, выполнение упражнений и прочие активные формы обучения.
- Особый компонент методики преподавания студентам технического вуза курса «Философия» — индивидуальная работа со студентами. Эта работа планируется преподавателем и предполагает контроль за самостоятельной работой студентов. В процессе самостоятельной работы студенты работают над оригинальными философскими текстами, а также выполняют творческие задания, нацеленные на развитие самостоятельного владения системой философских категорий, умения работать с ними, выстраивая логичные умозаключения и выводы.
- Контроль за усвоением преподаваемой информации, выявление уровня философских знаний студентов, оценка умения студентов использовать эти знания для анализа конкретных жизненных (как исторических, таки «здесь и сейчас») ситуаций осуществляется преподавателем не только в ходе традиционного экзамена, но и в процессе собеседований в ходе проверки СРС. Преподавателю необходимо тратить максимально возможное время не только на итоговую проверку результатов СРС на разных ее этапах, но и на постоянное сотрудничество с каждым студентом в процессе СРС.
- Преподавателю философии следует поощрять критику студентами преподаваемых им положений, выдвижение и доказательство студентами альтернативных точек зрения, противоречащих взглядам, излагаемым и отстаиваемым преподавателем.
- В процессе преподавания философии студентам любой технической специальности следует уделять как можно большее внимание философии человека и общества, а также вопросам научного познания.
- На семинарских занятиях следует уделять большое время как раскрытию тем по философии человека и общества (в силу их важности для всякого человека), так и обсуждению проблем теории познания (в силу их важности для студентов технических и естественнонаучных специальностей, особенно в том случае, если студент обнаруживает склонность к научной работе).
Итоговый контроль осуществляется преподавателем в ходе экзамена по программе предмета «Философия».
Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.
Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:
- приобщение студентов к проблеме сущности человека и его роли в мире и обществе;
- раскрытие методологических оснований науки, техники и профессиональной деятельности;
- согласование смысла индивидуальной жизни и профессиональной деятельности с общечеловеческими ценностями.
При изучении дисциплины «Философия» обеспечивается фундаментальная подготовка студента в области философии, соблюдается связь с естественнонаучными (высшая математика, физика, химия, экология и др.) и социально-гуманитарными дисциплинами (политология, история отечества и др.).
Осуществляется непрерывность в использовании ЭВМ, происходит знакомство со стержневыми проблемами развития общества и научно-технического прогресса, базовыми положениями социально-гуманитарные знания, понятиями, навыками и умениями общечеловеческой и профессиональной культуры обязательными для прочного усвоения последующих дисциплин и практического использования полученных знаний в решении проблем профессиональной деятельности.